ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Муравьева О.И.

Муравьева Ольга Ивановна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности Томского государственного университета

Научные интересы: теоретические проблемы психологии личности, методологические проблемы психологии, антропологическая психология, христианская психология, коммуникация, коммуникативная компетентность, личность, ценности, ментальное пространство.

Публикации
  1. + Основные положения концепции психологических пространств существования человека (pdf)

    К настоящему времени в области общей психологии и психологии личности создан целый ряд теорий, утверждающих, выделяющих и описывающих стадии и уровни самых разных психологических структур. Среди них можно назвать теории развития мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский), концепцию уровней развития морального сознания (Л. Колберг, К. Гилиган), уровневые теории мотивации (А. Маслоу, П.В. Симонов), модели структуры сознания (А.Н. Леонтьев, К. Уилбер), представления о соотношении понятий индивид, социальный индивид, личность (А.М. Арсеньев, В.В. Столин), уровневую модель ценностно-смысловой сферы человека (Б.С. Братусь), концепцию уровней переживания (Ф.Е. Василюк) и др. Наличие такого разнообразия уровневых моделей позволяет сделать предположение о том, что, во-первых, психика человека вообще имеет уровневую структуру, во-вторых, каждый уровень характеризуется специфическим содержанием и особенностями протекания психических процессов, в-третьих, каждый уровень имеет системную организацию, в которой все личностные, мотивационные, когнитивные, эмоциональные процессы, функции, структуры взаимоопределяют друг друга.

    http://psy.tsu.ru/data/pdf/3_16.pdf
  2. + Проблема использования религиозного знания в психологии

    Отмечается, что проблема аксиологических аспектов психологии человека и психологической науки все чаще заставляет исследователей обращаться к знанию, полученному в рамках религиозных традиций. Анализируются методологические основания позитивной психологии. Высказывается опасение, что некритичная, а значит и безответственная, ассимиляция знаний, полученных в рамках религиозных традиций, может привести к плачевным и духовно опасным результатам. Выдвигается тезис о необходимости введения принципа методологической ответственности использования религиозного знания в психологии, который предполагает адекватное конвертирование в научный психологический дискурс понятий и положений, сформулированных в рамках этого знания. Ключевые слова: ценностные основания психологии, религиозное знание, позитивная психология, методологическая ответственность

    // Психологические исследования 2013 Том 6 No. 27

    http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/778-muravyova27.html
  3. + Проблема общения и коммуникативной компетентности в контексте гипотезы о психологических пространствах существования человека

    В статье анализируется проблема общения и коммуникативной компетентности на основе теоретической модели психологических пространств существования человека, разрабатываемой автором. Выдвигается положение о том, что жизнь человека "разворачивается" в четырех базовых психологических пространствах: витальном, функционально-ролевом, самоактуализационном и духовном. В каждом из них общение характеризуется своими специфическими особенностями и осуществляется при помощи определенных коммуникативных стратегий, подробная характеристика которых изложена в данной работе. Проблема коммуникативной компетентности решается как проблема выбора коммуникативной стратегии, которая бы соответствовала, была адекватной задачам того психологического пространства, которое актуализировано в каждой конкретной ситуации общения.

    // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 286 (март) : Серия "Психология". С. 110-117

    http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vtls:000394703/SOURCE1