-
+
-
Дискурсы внутреннего и внешнего в практиках себя
В рамках общей концепции духовной практики, развитой автором (см., напр., С.С.Хоружий. О старом и новом. СПб., 2000), проводится систематическая интерпретация феноменов духовного опыта, специально прослеживающая в их структуре дискурсы Внутреннего и Внешнего и анализирующая взаимоотношения этих дискурсов. Дано схематическое изложение указанной концепции. Классическая проблема внутреннего опыта (его природы, возможностей и способов его дескрипции) получает новую трактовку, использующую концептуальный аппарат феноменологической теории интенциональности Гуссерля и имеющую в своей основе определенную форму оппозиции внутреннего и внешнего. Демонстрируется, что характер сочетания дискурсов Внутреннего и Внешнего (прежде всего, в энергийном измерении, как взаимодействия внутренних и внешних энергий) является ключевой особенностью при реконструкции динамических механизмов духовных практик. Показано также, что проблема такой реконструкции должна рассматриваться отдельно в трех уровнях: физическом, или общесистемном, антропологическом и мета-антропологическом, — в каждом из которых она принимает весьма разную форму.
// Доклад на симпозиуме «Религиозный опыт: внутренняя жизнь и внешние формы» (Иерусалим, июнь 2001). Московский психотерапевтический журнал, 2003, №3, с.5-25
- http://psylib.ukrweb.net/books/_horus01.htm
-
+
-
К антропологической модели третьего тысячелетья
Становится уже ясно, что обсуждение древних практик способно существенно обновить современные представления о человеке. Но можно сделать дальнейший шаг в этом обновлении: возникающие концепции позволяют продвинуться от выявления отдельной антропологической (или мета-антропологической) парадигмы к наброску цельной антропологической модели. Ключевое звено в этом продвижении — концепт Антропологической Границы: именно в нем древность и современность сходятся всего тесней. Опыт Границы занимает все больше места в опыте человека — и здесь, в этом опыте, в настойчивом влечении к Границе, наши сегодняшние, и еще более завтрашние интересы встречаются с парадигмой Духовной практики, как с важнейшей стратегией Границы.
- http://seminar.msdm.ru/Texts/Seminar/Antropol-model.zip
-
+
-
Как обходиться без бытия, или механика Латона
Исследуется основоустройство "человека, обходящегося без бытия", в конституции которого отсутствует отношение к бытию и Богу. В рамках синергийной антропологии это - формация "Онтического человека", предельный опыт которого не выходит к границам наличного бытия и не актуализует различия между сущим и бытием. Начальный этап его дескрипции - анализ пограничной области Онтологической и Онтической топик, в которой Онтологический ч Человек лишь зачаточно и ущербно осуществляет онтологическое размыкание, актуализующее различие между сущим и бытием. Для описания этой области используется дискурс сокрытости позднего Хайдеггера и в первую очередь, мельком введенная Хайдеггером фигура человека, уклоняющегося в сокрытость: это - Lathon (греч.), "скрывающийся", "замыкающийся от бытия", сливающий бытие и сущее. Но по Хайдеггеру, Латон не может покинуть пределов Онтологической топики, ибо этими пределами исчерпывается территория Человека вообще. Позиция же синергийной антропологии (как и, в целом, современной мысли о Человеке) существенно иная: отношение Человека к бытию как отличному от сущего может быть всецело элиминировано. В описании, отправляющемся от Онтологического Человека, это отвечает тому, что в антропологической реальности происходит событие, которое мы раскрываем платоновским понятием to exaiphnes, "вдруг", и в котором Человек приобретает другую конституцию - Латон становится Онтическим Человеком. Мы вводим базовые понятия данной формации и выясняем ее определяющие черты
// Вопросы философии
- http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=840&Itemid=31
-
+
-
Концепция совершенного человека в перспективе исихастской психологии
Идея Совершенного человека — гораздо более, чем идея. На протяжении многих эпох, во многих меняющихся формах это один из движущих мотивов и регулятивных принципов в жизни разнообразнейших традиций, обществ, культур. Она отражалась глубоко и на сознании отдельного человека, и на характере социальных структур, и на их деятельности. Но вместе с тем нельзя все же от-нести ее к числу всецело универсальных антропологических идей и полагать непременной, неустранимой частью представлений человека и человечества о самих себе. Иным эпохам и обществам, иным направлениям мысли она была совсем и несвойственна; чтобы не ходить далеко, заметим, что именно таким оказалось и наше время, эпоха эгалитарных демократий
- http://pravlib.narod.ru/nravstven29.htm
- +-Кризис европейского человека и ресурсы христианской антропологии[недоступно]
В отличие от конфликтов прошлой эпохи, кризисные явления в гораздо большей степени приняли внутренний и системный характер. Своими корнями они проникали все дальше вглубь общества и человека, и ныне, в наступившем тысячелетии, уже ясно и отчетливо видно, что главным, определяющим горизонтом неуходящего кризиса является и самый глубинный горизонт: антропологический.
// Доклад на международной конференции "Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей". 3-5 мая 2006 г., Вена.
В настояще время публикация недоступна.- http://synergia-isa.ru/lib/download/lib/022_Horuzhy_Vienna.doc.
-
+
-
Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека (pdf)
- http://www.theolcom.ru/uploaded/160-173.pdf
-
+
-
Психология врат как врата метапсихологии
Христианская антропология имеет в своей ситуации парадокс. Христианство как таковое антропологично в самой сути: Евангелие Христа есть откровение о человеке, говорящее о природе, судьбе и пути спасения человека. Но, вопреки этому, в составе христианского учения, обширном и разветвленном, учение о человеке, антропология, на вид отнюдь не было на первом плане, а было скорей в ряду второстепенных разделов, с довольно бедным, малоразвитым содержанием. В современном кризисе христианства, широком отходе от церкви немалую роль сыграло именно убеждение в том, что христианство «не занимается человеком»; так, в известных Религиозно-Философских собраниях в Петербурге начала нашего века, критика церкви строилась вокруг заявлений о том, что «в христианстве не раскрыто, что такое человек». Разрешение парадокса в том, что антропологическое содержание христианства лишь малой и менее важной частью заключено в форму стандартно понимаемой антропологии как дескриптивно-научного знания об эмпирическом человеке. В более существенной части, оно имплицитно, облечено в понятия и форму, отвечающие другим дискурсам — именно, богословию и аскетике. Эти два дискурса рождены самим христианством и выражают его аутентичную суть, тогда как научно-дескриптивный дискурс неорганичен для христианского содержания. В итоге, состав антропологии христианства предстает трояким: антропология в узком смысле — антропология (под формой) богословия — антропология (в форме) аскетики, причем главными служат две последние составляющие.
- http://www.philosophy.ru/library/katr/horuzhy1.html
- http://lib.eparhia-saratov.ru/books/21h/horuzhy/ascetic/contents.html
- +-Синергийная антропология в контексте русской религиозной философии[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://www.rhga.ru/science/sience_research/seminar_russian_philosophy/stenogramms/horuzhy_synerg_athrop.php
-
+
-
Философия Кьеркегора как антропология размыкания
редставлена попытка рассмотреть тело мысли Кьеркегора в его цельности, выделив его движущие идеи и интуиции, базовые структуры и проследив их развитие во всем корпусе главных текстов философа. Показано, что ключевым принципом философии Кьеркегора служит онтологическое размыкание человека, в котором конституируются структуры его личности и идентичности. Наряду с ним к основаниям философии Кьеркегора принадлежит парадигма онтологического порога (затягиваемого пребывания сознания в акте бытийного выбора), сближающая антропологию Кьеркегора с антропологией Достоевского. Обсуждаются отношения развиваемой антропологической трактовки Кьеркегора с его традиционной экзистенциалистской интерпретацией.
// Вопросы философии
- http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=152&Itemid=52
- http://www.rhga.ru/science/conferences/rusm/stenogramms/horuzy_kierkegaard.php