- +-Мужской и женский «принцип пола» в философии жизни Георга Зиммеля[недоступно]
В контексте исторического становления западноевропейской философской мысли, посвященной проблемам пола (обсуждениям вопросов о природе женщины, особенностей мужского и женского самоопределения в мире и т.п.), работы Георга Зиммеля, крупного философа и социолога рубежа XIX-XX веков, занимают уникальное место. Оно продиктовано и глубиной анализа данной, в целом непопулярной для классической философии тематики, и особенно своей идейной направленностью, поскольку Зиммель, исходя из предельных предпосылок бытия мужчины и женщины в мире, пытается показать, во-первых, маскулинную ориентацию всей современной цивилизации, а, во-вторых, что женщина обладает едва ли не высшими по отношению к мужчине бытийными характеристиками человеческой жизни. По крайней мере именно женщина оказывается в его теории вписанной в «жизнь» наиболее органично и адекватно.
// Опубликовано: Адам и Ева. Альманах гендерной истории. Москва: ИВИ РАН. 2002. № 4. с. 7-33.
В настояще время публикация недоступна.- http://genderstudies.info/philos/philosof2.php
- +-Человек на обочине, или «место» женщины в истории европейской философии[недоступно]
Появление во второй половине ХХ столетия философии феминизма имеет не только социально-политические причины, но и историко-теоретические. Теоретическое «удивление», из которого вырастает данная философия, касается прежде всего очень простого и очевидного факта: как могло случиться, что философия, объявившая еще с приходом Сократа человека центральным своим предметом, оставила тем не менее половину человечества больше, чем на 2,5 тыс.лет на обочине внимания. Конечно, ответ на этот вопрос кроется прежде всего в экзистенциальном корне любой философской системы. Известно, что о чем бы не рассуждал философ — «в пределе», в основании он (осознанно или нет) всегда исходит из своего личного опыта переживания жизни, и очевидно, что в основе европейской философии, ее бытийных оснований, ценностных ориентиров, практических целей лежит опыт мужской. Но в таком случае маргинальность положения вопроса о природе женщины в истории философии — лишь одна сторона дела. Другая — на которой мы и акцентируем в данном исследовании прежде всего свое внимание — состоит в качестве самого рассмотрения, в том, что вопросы о природе человека и природе женщины исследовались здесь в разных методологических парадигмах.
// Опубликовано: Адам и Ева. Альманах гендерной истории. Москва: ИВИ РАН. 2003.№ 7.
В настояще время публикация недоступна.- http://genderstudies.info/philos/philosof3.php