- +-Экзистенциальный опыт ученичества: инвариантное и уникальное (культурные универсалии и психологические инварианты)[недоступно]
Среди дошедших до нас кельтских загадок - отголосков поэтических состязаний в вопросах и ответах - есть следующая: "Что нашел на земле человек, чего не нашел Бог?" Загадка, предполагающая ответ: "достойного учителя". Без учительства и ученичества немыслима культура как таковая, как бы далеко от нашего времени мы ни удалялись. Двадцатый век неизмеримо расширил наши представления о многообразии возможных "культурных моделей" человеческих чувств, действий, стремлений, - многообразии синхроническом и диахроническом. Но тем более очевидной становится универсальность экзистенциального опыта ученичества, его необходимость для личностного роста, для обретения своей индивидуальности человеком. "Час ученичества - он в жизни каждой Торжественно необратим…". Гениальная интуиция Марины Цветаевой, как нам кажется, относится к более широкому классу явлений, чем опыт ученичества - "торжественная необратимость" есть характеристика всякого экзистенциального опыта, любого выхода за пределы, любого соприкосновения с трансцендентностью. Какого же рода необратимость характеризует именно ученичество?
В настояще время публикация недоступна.- http://existancepsychology.narod.ru/27.htm