ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Моховиков А.Н.

Моховиков Александр Николаевич Моховиков Александр Николаевич - кандидат медицинских наук, врач-психиатр, доцент кафедры клинической психологии Одесского Национального Университета, член Совета Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества, национальный представитель Украины в Международной ассоциации превенции самоубийств, гештальт-терапевт (сертификат Московского Гештальт Института), директор Одесского филиала Московского Гештальт Института, тренер Московского Гештальт Института.

Публикации
  1. +Жизнь психотерапевтического сообщества: аномия и творческое приспособление[недоступно]

    Психотерапевтическое сообщество удовлетворяет чувство принадлежности. Пожалуй, оно является самым древним и архаическим, уходящим корнями в праисторию человечества, когда индивидуально выжить было невозможно. Оно составляет онтологическую основу жизни и возникает у психотерапевта в отношениях с представителями ПС, когда он признает свое соответствие им. Психотерапевтическая идентичность, возникая в условиях солидарности в ПС, с одной стороны, удовлетворяет потребность в безопасности, а с другой - может порождать психотерапевтическое одиночество или даже изоляцию (полярность "свои - чужие"). Несоответствие способствует появлению комплекса изгойства или неполноценности. Чувство принадлежности создает особую, теплую, эмоционально позитивную атмосферу, в которой осуществляется профессиональная деятельность. Вместе с тем, оно одновременно сталкивается с желанием достижения, конкуренцией, амбициями и появлением ценности личного престижа. Кроме того, непомерно развитое чувство принадлежности сужает профессиональный кругозор, мешает развитию контекстуального знания, являющегося составной частью мудрости. В зависимости от обстоятельств или интенсивности чувство принадлежности может превратить человека в раба, фанатика или эффективного домостроителя. В динамическом смысле дом - это совокупность профессиональных отношений в ПС, в которых обнаруживает себя его представитель.

    // psymasters.org

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psymasters.org/content.php?360-%D0%96%D0%98%D0%97%D0%9D%D0%AC-%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%9F%D0%95%D0%92%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E-%D0%A1%D0%9E%D0%9E%D0%91%D0%A9%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9
  2. + Лекция о кризисах и травмах

    Экзистенциальная боль, ведущая к страданию, является выражением утраты смысла жизни (от книги Иова через Кьеркегора к Хайдеггеру и Бинсвангеру) и возникает при столкновении с ситуациями изоляции, одиночества, свободы или умирания. Именно она делает самоубийство центральной проблемой философии (в концепциях Камю и Сартра), литературы (от древнеегипетского «Спора разочарованного со своей душой» до поэзии Рильке и Лоуренса) и является важным аспектом психотерапии и консультирования суицидальных клиентов (от Фрейда до Ялома и Шнейдмана). Знаменитый американский психолог Эдвин Шнейдман, один из основоположников современной суицидологии, описал 10 общих психологических черт, свойственных суицидальному поведению. В своих последних работах особое внимание он уделяет нестерпимой психической (душевной) боли (psychache), как общему стимулу самоубийства. Психическая боль, полагает Э.Шнейдман, тесно связана с фрустрированными витальными психологическими потребностями (в принадлежности, любви, безопасности и т.д.) и внутренним амбивалентным отношением человека к предпринимаемому суицидальному действию. Он стремится спасти себя и выжить ценой «убийства» в себе невыносимой психической боли. Не случайно в клинической суицидологии существует правило: если снизить интенсивность страдания — подчас весьма незначительно — то человек выберет жизнь.

    // Первая всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. 2001

    http://www.gestalt-rostov.ru/page.php?id=314
  3. + О работе с утратой

    Тема нашего сегодняшнего разговора - это контакт с утратой. В жизни человека есть такая засада, которая называется утрата. Все начинается с того, что человек рождается в этот мир и потихоньку начинает чего-то утрачивать. Ну, например, сегодня явно ощущается утрата сил у участников интенсива. Потому что много положено усилий на то, чтобы справиться с такой нелегкой задачей, как проживание различных сложностей на этом мероприятии. Кроме того, мы достаточно часто сталкиваемся с тем, что уходят близкие люди, и это является утратой. Мы проживаем жизнь и каждый раз не только приобретаем, но и что-то теряем. Например, отношения, например, какие-то способности. Какие-то возможности. Оказываемся в какой-то точке жизни, в которой что-то еще возможно, точно возможно, а что-то невозможно, и это оказывается утратой. То есть, в общем, так или иначе, время от времени нам приходится сталкиваться с такими потерями, и, соответственно, как это водится у человеческого рода, в общем, переживать состояние горя. То есть, горевать по поводу того, что произошла та или иная утрата. И вот здесь, наверное, самым важным вопросом является вопрос - а как относиться, как в себе идентифицировать и как помогать себе преодолевать различные утраты. Это вопрос и к различным житейским ситуациям, это и вопрос к тем терапевтическим отношениям, переживаниям клиента, переживаниям терапевта, которые могут возникать в ситуации психотерапии.

    // Лекция(А. Моховиков). Одесский Интенсив-2008.

    http://www.gestalt-rostov.ru/page.php?id=318
  4. + О ценности диалога и важности идентичности

    Когда в процессе взаимодействия двух людей, в процессе вступления их в диалог, определяются потребности, ради чего эти люди вступают в контакт друг с другом, то в какой-то точке, то в какой-то точке возникает очень болезненное место, где появляется вопрос, звучащий достаточно просто - а кто я? Кто я, находящийся в отношениях, кто я, взаимодействующий с другим человеком, кто такой я, который надеется на возможную встречу и кто этот другой, с которым я нахожусь в ситуации взаимодействия. Этот вопрос, пожалуй, в гештальт-терапии является самым важным, поскольку очень часть клиенты, которые приходят к терапевту, одержимы совершенно другим вопросом, который, скорее, разрешается не в психотерапии, а в психологическом консультировании. Они отчаянно истошно взывают к психотерапевту, консультанту с вопросом "а что мне делать?" Я вообще считаю, что вопрос "а что делать?" является в известной мере бессмысленным.

    // Лекция. Карпатский Интенсив-2008.

    http://www.gestalt-rostov.ru/page.php?id=330
  5. + Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубиства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах

    редставленные в книге тексты систематизированы в трех разделах: историко-философском, клинико -психологическом и литературно-художественном. Предисловия к разделам, снабженные библиографическим, а также биографическим комментарием, освещают историю изучения суицида в странах Запада, Востока и в России. Попытка научной систематизации материалов по суицидологии и публикация малоизвестных текстов отличают данное издание от близких по тематике

    // "Когито-Центр"; Москва; 2001 ISBN 5-89353-016-0

    http://fictionbook.ru/static/trials/00/17/99/00179999.a6.pdf
  6. +Феноменология жизни психотерапевтического сообщества[недоступно]

    С момента появления психотерапии как формы вначале меди- цинского, а затем и гуманитарного праксиса их носители, пси- хотерапевты, стали объединяться в сообщества. Самую долгую историю, хорошо известную по литературе, имеет психоаналитическое движение, созданное Зигмундом Фрейдом и породившее множество иных сообществ. Возникшие позднее движения в психотерапии, в том числе гештальт-терапия, также создавали сообщества, которые объединялись вокруг отца (матери) - основателя (ницы), и затем начинали процессуально развиваться, формируя жизнь сообщества.

    В настояще время публикация недоступна.
    https://gestaltobzor.wordpress.com/2015/05/26/2405/
  7. +Феноменология и гештальт-терапия. Эссе-размышление[недоступно]

    Материал построен на основе лекции, прочитанной в рамках про- екта "Одесский лекторий: гештальт в лицах" в феврале 2013 года. Александр Моховиков размышляет о возникновении и развитии по- нятий "феноменология" и "феномен", рассматривая как философский аспект, так и практическое, профессиональное осмысление и исполь- зование феноменологического подхода в гештальт-терапии.

    В настояще время публикация недоступна.
    https://gestaltobzor.wordpress.com/2013/10/09/1110/
  8. + Экзистенциальная боль: природа, диагностика, особенности психотерапевтической работы с клиентом

    Сегодняшняя лекция будет посвящена теме разнообразных кризисов, которые встречаются в нашей жизни, и опыт проживания тех или иных ситуаций в группах может навести хотя бы так, достаточно скрыто многих на мысль о том, что кризисы — это вполне закономерная часть нашей жизни и важно как-то уметь с ними обращаться. Если дать определение психологического кризиса, то кризис — это состояние резкого несоответствия между способностями и потребностями организма, с одной стороны, и требованиями и ожиданиями окружающей среды — с другой стороны. То есть, это ситуация, где достаточно серьезно оказываются нарушены границы контакта и ментальный метаболизм, то есть, процесс выделения и процесс получения чего-то из окружающей среды, достаточно резко нарушаются. В этой ситуации возникает вопрос о том, а как проживать и что делать с теми кризисными состояниями, которые возникают в нашей жизни. Важно сказать, что кризисов существует достаточно много. Традиционно выделяют пять основных типов кризисов, иногда шесть, разные авторы могут дробить эти кризисы и выделять различные их типы. Первый — это хорошо известные вам кризисы развития или возрастные кризисы. Они с завидной регулярностью наблюдаются у человека, и вы знаете, в соответствии с этими кризисами выделяют отдельные стадии развития, начиная с младенчества и кончая пожилым и старческим возрастом. Второй тип кризисов — это так называемые экзистенциальные кризисы, кризисы, связанные с кризисом систем ценностей и смыслов. Они частично пересекаются с возрастными кризисами, частично возникают в те или иные фрагменты нашей жизни, и об этом более подробно мы еще поговорим.

    // Лекция о кризисах и травмах (А. Моховиков). Большой Азовский Интенсив-2007

    http://valery-159.narod.ru/psykhologi/psy/psy_033.htm
    http://existancepsychology.narod.ru/16.htm