ENG
         

Ахмеров Рашад Анварович - психолог, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Набережночелнинского государственного педагогического института. Председатель Регионального отделения ФПОР в Республике Татарстан. Окончил факультет психологии Ленинградского государственного универ­ситета (1986). Защитил кандидатскую диссертацию в Институте психологии РАН (Москва, 1994) по теме «Биографические кризисы личности». Принимал участие в реализации программы «Медико-психологическая помощь детям Чернобыля» в Киеве. Принимал участие в разработке и организации психологических служб. Автор более 80 публикаций.

Публикации
  1. + Биографические кризисы личности

    Актуальность. Задача исследования источников возникновения жизненных кризисов и психологических механизмов их преодоления является одной из важнейших в психологии жизненного пути (Анцыферова, 1994). Однако это тема не нашла своего достойного места в отечественной психологии. Жизненные кризисы изучаются в основном лишь как возрастные в онтогенетическом аспекте, в котором основное внимание уделяется кризисам детских периодов жизни. Исследований кризисов взрослого периода жизни именно как кризисов жизненного пути личности в научной литературе мы не встретили. Вместе с тем проблема жизненных кризисов становится все более насущной и актуальной. Научно-технический прогресс, к сожалению, людей счастливее не сделал (Фромм, 1990). Люди начали остро ощущать бессмысленность своего существования, той жизни, которую приходится вести. ХХ-й век принес ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни (Франкл, 1990). Предметом исследования мы выбрали биографические (жизненные) кризисы личности. Под "биографическим кризисом" (БК) мы понимаем феномен внутреннего мира человека, который проявляется в различных формах переживания человеком непродуктивности свое­го жизненного пути. Объектом исследования выступили люди, находящиеся в трудных жизненных ситуациях: 1) на этапе освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) в связи с психосо­матическими заболеваниями; 2) обратившиеся самостоятельно за психологической помощью в психогигиеническую консультацию (ПГК); 3) контрольная выборка. Всего в исследовании участвовало 248 человек.

    // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. 1994

    http://institut.smysl.ru/article/documents/ahmerov-referat.doc
  2. + Динамиука продуктивности жизни в самосознании больных алкоголизмом и наркоманией

    Психобиографический подход к проблеме. Согласно В.Франклу, если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья с помощью химических препаратов (1990, с. 30). Проблема алкоголизма и наркомании рассматривается как смысложизненная проблема конкретной личности и общества в целом. Это проблема жизненного пути, самореализации личности. В рамках каузометрического направления в психологии жизненного пути (Кроник, 1994; Ахмеров, 1994; Кроник, Ахмеров, 2003) нами было проведено исследование больных алкоголизмом и наркоманией, проходящих лечение в Городском наркологическом диспансере г. Набережные Челны в 2003 году *. Выборка больных алкоголизмом состояла из 30 человек (15 мужчин, 15 женщин) в возрасте от 35 до 45 лет. Контрольная группа 30 человек (15 мужчин, 15 женщин) в возрасте от 35 до 45 лет. Данную контрольную группу будем считать условно не злоупотребляющими алкоголем. Выборка больных с наркоманией с диагнозом героиновая наркомания состояла из 30 человек (15 мужчин, 15 женщин) в возрасте от 18 до 28 лет. Стаж употребления наркотиков 5 лет. Контрольная группа состояла из 30 человека в возрасте от 18 до 28 лет (15 мужчин, 15 женщин). Выбор указанных возрастных диапазонов было обусловлено возрастными особенностями пациентов наркологического диспансера. Алкоголизмом в основном страдают лица среднего возраста, наркоманией молодежь.

    // // Современные проблемы психологии и управления: Сборник научных статей. — Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2004. – С. 61-78.

    http://institut.smysl.ru/article/dynamic_prod.php
  3. + Жизненные программы личности

    Многим из нас известен феномен «понедельника» — желание начать новую жизнь со следующего понедельника. Наши желания нового образа, стиля жизни зачастую «разбиваются о быт». Почему «желаемое» не всегда может организовать нашу активность по его достижению? В этой работе мы хотим затронуть вопрос о желании соединить будничные реа­лии нашей жизни со стремлениями духа к самопознанию, самоосуществлению. Каждая человеческая личность (душа) ожидает, что она будет счастлива, что ей уготована значимая для нее судьба — «нечто особенное», стремится к переживанию своей значимости. То есть она хочет значимости и смысла своей жизни. Но, увы, не всегда эти ожидания оправдываются. Сознание воспринимает серое настоящее, суету и т.д. Есть «легкие» способы ухода от бессмыслен­ности жизни: алкоголь, наркотики. Они позволяют забыть «серость настоящего», но не решают проблему смысла. Условия, пути, средства жизнеосуществления, ценности, которые может предложить общество, не всегда при­водят к тому, что человек будет переживать наличие смысла, удовлетво­ренность течением своей жизни.

    http://institut.smysl.ru/article/personal_life_program.php
  4. + Понятия "счастья" и "смысла жизни" в каузометрическом психобиографическом подходе (в сборнике)

    В статье рассматривается мотивационная теория счастья и результаты её эмпирической проверки. Индивидуальные представления о счастье и пути его достижения отражаются в эвдемонических установках и стилях жизни. Стили жизни проявляются в причинно- целевых связях между событиями жизни. Смыслом жизни является достижение счастья, т.е. переживание полноты бытия, самоосуществления. Качественное проявление полноты бытия зависит от содержательной доминанты субъективного мира человека. Ключевые слова: смысл жизни, счастье, каузометрический психобиографический подход.

    // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XX симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой - М.: ФГБНУ "Психологический институт РАО", 2015.

    http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/%D0%A5%D0%A5-simpozium.pdf
  5. + Субъективная картина жизненного пути у представителей религиозной секты Иеговы

    В статье приводятся результаты эмпирического исследования членов секты «Свидетели Иеговы» на основе каузометрического психобиографического подхода. Исследования показывают, что противоречивость и категоричность идеологии секты Свидетели Иеговы отражается в такой же противоречивой субъективной картине жизненного пути членов секты. Они склонны воспринимать жизнь иррационально и категорично, наблюдается дисбаланс рационального и иррационального, сознательного и бессознательного, что и является фактором риска выбора деструктивного варианта самореализации личности.

    // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». № 1, 2005. С. 126-137.

    http://institut.smysl.ru/article/documents/ahmerov_i.doc