ENG
         

Станислав Петрович Гурин

Станислав Петрович Гурин (1962) доктор философских наук, профессор Саратовского социально-экономического университета и Саратовской православной духовной семинарии. Тема докторской диссертации: «Проблема маргинальности в философской и религиозной антропологии» (2004 г.). Автор 2-х монографий и 50 научных статей по философской и религиозной антропологии.

Публикации
  1. +Игра. Спонтанность. Трансценденция[недоступно]

    В последние годы наблюдается экспансия игровой методологии на различные сферы человеческой деятельности, и даже возникла угроза абсолютизации игровой парадигмы. Пожалуй, уже достигнут предел распространения понятия игры и сейчас уточняются границы его применимости. 1 Обращается внимание на амбивалентный характер игры, некоторые ее негативные моменты. Например, анализируется проблема тоталитарных игр. Таким образом, начинается второй круг рефлексии, и здесь необходим философский анализ.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.russned.ru/filosofiya/igra.-spontannost.-transcendenciya
  2. + Маргинальная антропология

    Читатель держит в руках текст, посвященный проблемам маргинальной антропологии. Есть антропология классическая, а есть неклассическая. В неклассической антропологии особый интерес для исследователя представляют феномены, не поддающиеся контролю, расчету и управлению, всегда единичные и неповторимые. Они и могут быть названы маргинальными, они и маркируют антропологию как маргинальную. В работе названо огромное количество таких феноменов в створе между сверх-бытием и ничто. Я попыталась составить список названных феноменов и поняла, что для этого нужно переписать в глоссарий всю книгу. Перед нами чрезвычайно плотный, предельно насыщенный текст, где автор как обстоятельный исследователь (может быть, одержимый) вы-слеживает все слова, фиксирующие маргинальные состояния. Некоторые маргинальные феномены выделены особо и проанализированы в соответствующих главах. В главе второй прекрасный параграф об игре, почти жуткий (или апофатический) по красоте текста параграф о празднике, опьянении, чуде, небольшой, но изящный и печальный параграф о путешествии, паломничестве, туризме. В главе третьей перед читателем предстают маргинальные фигуры: герой, жрец, царь и один из царей — Николай II. Заключают этот ряд (круг) фигуры постмодерниста, монаха и юродивого. Среди маргинальных фигур нет философа, вернее, есть философ только одной «масти» — постмодернист. Не автор ли это монографии (а, может быть, автор предисловия)? /Из предисловия/

    http://www.zipsites.ru/books/marg_antropologiya/
    http://www.philosophy.ru/library/margin/index.html
    http://arulez.h1.ru/cgi-bin/text/textP_Gurin.php
  3. +Маргинальные прогулки №10. Творчество как маргинальный феномен[недоступно]

    Многие феномены в жизни человека происходят на границах личного или общечеловеческого бытия. Каждый человек постоянно определяет границы между собой и миром, между человеком и Богом, пытается обнаружить пределы человека, пределы человеческого вообще. Все возможные стратегии и тактики, техники обнаружения, расширения и преодоления границ и пределов можно назвать маргинальными. Это могут быть магические и мистические стратегии, экстатические техники и философские практики. Одним из маргинальных феноменов является творчество.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.russned.ru/filosofiya/marginalnye-progulki-no10.-tvorchestvo-kak
  4. +Маргинальные прогулки №13. Провинция: потаенность и сокровенность[недоступно]

    В последнее время философы и антропологи уделяют большое внимание вопросу о специфике человеческого бытия и, в частности, пространству существования человека. Место человека в мире можно описать и в таких понятиях как столица и провинция, которым может быть придан статус категорий. Столица и провинция представляют собой антропологические феномены, имеющие определенные онтологические структуры и ценностные смыслы. Рассмотрим образы столицы и провинции в контексте мифопоэтического мышления.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.russned.ru/filosofiya/marginalnye-progulki-no13.-provinciya-potaennost-i
  5. +Маргинальные прогулки. Об игровом отношении к бытию[недоступно]

    В каждой культуре есть две противоположные тенденции: стремление к стабильности, воспроизводству традиционных форм жизнедеятельности и поиск новых смыслов и ценностей. Эти тенденции имеют в своей основе определенные типы мироотношения, некие экзистенциальные проекты, скрытые предпосылки которых необходимо прояснить.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.russned.ru/filosofiya/marginalnye-progulki-no2.-ob-igrovom-otnoshenii-k
  6. +Метафизический и антропологический смысл рефлексии[недоступно]

    В основе любой деятельности, в том числе и научной, лежат некоторые скрытые предпосылки метафизического характера. Начиная действовать, каждый человек должен иметь некоторое представление о том, каков мир и каково место человека в нем. Попробуем прояснить, на каких предпосылках основывается рефлексивная методология. Для этого нужно более конкретно сформулировать метафизический и антропологический вопросы: 1. Как должен быть устроен мир, чтобы была возможна (и необходима) рефлексия? 2. Какова суть человека, который надеется решить все проблемы с помощью рефлексии?

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.russned.ru/filosofiya/marginalnye-progulki-no20.-metafizicheskii-i
  7. +Опьянение: мифология, экзистенция, метафизика[недоступно]

    Праздник охватывает широкий диапазон культурных явлений от архаического мифа до постмодернизма. Общество и каждый человек нуждается в празднике, хотя не совсем понятны причины, корни такой потребности. Праздник является одним из фундаментальных состояний человеческого бытия, наряду с такими, как любовь, подвиг, сон, болезнь, смерть. Одним из способов достижения праздничного состояния является опьянение. Праздник и опьянение можно и нужно рассмотреть как специфическую деятельность, некую жизненную, бытийственную стратегию, особый экзистенциальный и метафизический опыт. Ценность, значимость праздника и опьянения не сводится только к культурным, социальным или психологическим механизмам. Поэтому мы предлагаем обратить внимание на онтологический смысл опьянения, и будем рассматривать его не только как феномен культуры, но как способ проживания бытия.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.russned.ru/filosofiya/marginalnye-progulki-no7.-opyanenie-mifologiya
  8. +Философия идентичности[недоступно]

    В ХХ в. одной из центральных проблем философии, социологии и психологии стала проблема идентичности. Философы, социологи и психологи подходили к решению этой проблемы с разных позиций, соглашаясь в том, что произошел серьезный кризис идентичности _ 1. Попробуем рассмотреть идентичность как антропологический феномен. Антропологический подход позволяет изучить феноменологический и метафизический аспекты идентичности, исследовать онтологические позиции, которые может занимать человек, и проанализировать соответствующие методологические модели, рассмотреть различные антропологические тактики и метафизические стратегии. Проблема идентичности тесно связана с темой субъекта, личности, проблемой границ и пределов человеческого Я. Проблема идентичности соотносится с вопросами о сущности человека, его природе и свободе, о возможном и невозможном для него, об основаниях и пределах человеческого бытия, о границах человеческого и нечеловеческого, о смысле и целях существования человека.

    // Топос 2014

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.topos.ru/article/6727
  9. +Философия идентичности[недоступно]

    В ХХ в. одной из центральных проблем философии, социологии и психологии стала проблема идентичности. Философы, социологи и психологи подходили к решению этой проблемы с разных позиций, соглашаясь в том, что произошел серьезный кризис идентичности [1]. Попробуем рассмотреть идентичность как антропологический феномен. Антропологический подход позволяет изучить феноменологический и метафизический аспекты идентичности, исследовать онтологические позиции, которые может занимать человек, и проанализировать соответствующие методологические модели, рассмотреть различные антропологические тактики и метафизические стратегии. Проблема идентичности тесно связана с темой субъекта, личности, проблемой границ и пределов человеческого Я. Проблема идентичности соотносится с вопросами о сущности человека, его природе и свободе, о возможном и невозможном для него, об основаниях и пределах человеческого бытия, о границах человеческого и нечеловеческого, о смысле и целях существования человека.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.russned.ru/filosofiya/filosofiya-edentichnosti
См.также
  1. Страница С.П. Гурина на сайте «Философская антропология»