ENG
         

Марков Борис Васильевич (1946) - специалист в области философской и культурной антропологии методологии и теории познания. Окончил философский факультет (1971), аспирантуру (1974) Ленинградского государственного университета. Доктор философских наук (1987), профессор (1989), заведующий кафедрой онтологии и теории познания (1989-1994), философской антропологии философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета (1994). Академик, действительный член Академии гуманитарных наук. Член специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. Автор более 200 статей и четырех монографий.

Публикации
  1. +Мёртвое и живое (Фигуры Танатоса: Искусство умирания)[недоступно]

    Фигуры Танатоса: Искусство умирания. Сб. статей / Под ред. А.В. Демичева, М.С. Уварова. СПб.: Издательство СПбГУ, 1998. С.136-152

    В настояще время публикация недоступна.
    http://trames.ru/eoireitumdem/library/z4avatarTanatos/thanatos04_17.html
  2. + Метафизика любви

    Метафизика любви представляет собой интересную и плодотворную разработку христианских идей. Самосознание и разумность как конституирующие признаки человека она дополняет различными формами духовного опыта, объединением разнообразных эмоционально-ценностных актов в единство личности. Развитие этих представлений кажется весьма важным для постановки и решения проблемы ценностей, которая сегодня окончательно запуталась на пути узкогносеологического исследования. Отождествление ценностей с формами знания недопустимо, ибо отношение к ним человека, скорее, любовно-участное, чем рефлексивное.

    // Б.В. Марков, Философская антропология: очерки истории и теории // СПб.: Издательство «Лань», 1997

    http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/61/52/
  3. +Одиночество и отчуждение[недоступно]

    Экзистенциальные мыслители считают одиночество подлинным бытием человека. Наоборот, коммунитаристы видят в одиночестве форму отчуждения как главной болезни современного общества. Либеральным и консервативным оценкам одиночества противопоставляется проект "сетевого единства", на основе которого достигается баланс индивидуального и коллективного бытия людей. Ключевые слова: человек, общество, одиночество, отчуждение, индивидуализм, коммунитаризм, скука.

    // Феномен одиночества. Актуальные вопросы гигиены культуры: Коллективная монография / Отв. редакторы М.В. Бирюкова, А.В. Ляшко, А.А. Никонова.- СПб: РХГА, 2014.- 368 с.: илл. ISBN 978-5-88812

    В настояще время публикация недоступна.
    http://museum.philosophy.spbu.ru/upload/userfiles/files/Gigiena_Rus_Razworoty.pdf
  4. + Философская антропология. Очерки истории и теории

    СПб.: Издательство «Лань», 1997

    http://www.zipsites.ru/books/markov_filosofskaya_antropologiya/
    http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000962/st000.shtml
  5. +Ценности и бытие в философской антропологии Макса Шелера[недоступно]

    М. Шелер охарактеризовал феноменологию как "установку духовного созерцания, в которой удается у-смотреть или ухватить в переживании нечто такое, что остается скрытым вне её". Как ни странно, но таким скрытым от обычного познания оказывается само бытие, предполагаемое в качестве предмета. Дело в том, что познавательный инструментарий символизирует его, наделяет значением, приписывает ему целый ряд кажущихся естественными свойств таких как "реальность", "объективность", "законосообразность" и т.п. Такая вербализация и интерпретация приводит к искажению бытия. Поэтому феноменология опирается на переживание как "живейший, интенсивнейший и непосредственнейший контакт с самим миром". Её генеалогия восходит к философии духа. Духовная жизнь мыслится в ней как антропологическая константа. Главное в человеке не столько жизнь, сколько переживание. Шелер определял дух как бессильный, но способный говорить "нет" витальным порывам. Вместе с тем шелеровская философия не связана с ностальгией, в ней звучат ницшеанские языческие мотивы. Переживание оказывается у него свободным от рефлексии, ибо именно она обрекает на меланхолию. Выражением сил бытия оказывается пафос. Независимый от критической рефлексии и категориального анализа, он связан с борьбой, в процессе которой и происходит определение бытия: одна сила действует на другую силу и таким образом устанавливаются границы между ними. Переживание как форма духовного опыта борьбы, в которой человек выступает равноправным участником, дает непосредственное постижение бытия и как таковое не требует анализа или обоснования. Данная установка приводит к преодолению позиции рефлексивной философии, постоянно подвергающей критике любые утверждения, сомневающейся в бытии и неспособной к созиданию.

    // Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта по созданию информационной системы "Макс Шелер и Россия", проект № 08-03-12-137в.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/83/52/
  6. + Ценности и бытие

    М. Шелер охарактеризовал феноменологию как «установку духовного созерцания, в которой удается усмотреть или ухватить в переживании нечто такое, что остается скрытым вне ее» [1]. Как ни странно, но таким скрытым от обычного познания оказывается само бытие, предполагаемое в качестве предмета. Дело в том, что познавательный инструментарий символизирует его, наделяет значением, приписывает ему целый ряд кажущихся естественными свойств таких как «реальность», «объективность», «законосообразность» и т.п. Обычно вербализация и интерпретация не контролируется теорией познания и тем самым приводит к искажению бытия. Феноменология открывает бытие в актах духовного переживания и при этом не предполагает, что оно существует до «схватывания» и потом воспринимается сознанием. Переживание как «живейший, интенсивнейший и непосредственнейший… контакт с самим миром» — это одновременно акт и предмет.

    // Б.В. Марков, Философская антропология: очерки истории и теории // СПб.: Издательство «Лань», 1997

    http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/60/52/
См.также
  1. Страница Б.В. Маркова на сайте anthropology.ru