-
+
-
Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А.Бердяева (pdf)
Россия вновь находится на перепутье. Возможные альтернативы развития, по существу, не новы. При этом в общественном сознании твердо укоренилась мысль о необходимости раскрепощения творческих сил человека и о защите человеческой личности как безусловной ценности исторического бытия. Гуманистическая традиция всегда присутствовала в русской культуре (64; 31; 49; 52; 73). Сегодня важно актуализировать это бесценное наследие, постараться обогатить повседневную жизнь гуманистическими идеями наших великих соотечественников. Нередко можно услышать, что гуманизм есть явление западной либеральной культуры и что либеральный индивидуализм чужд отечественной, преимущественно коллективистской, традиции. На это можно возразить, что национальная культурная традиция не есть нечто застывшее и не подверженное изменению. Любая традиция более или менее динамична, даже если в обществе господствуют консерваторы, рьяно проповедующие изоляционизм. Россия же на протяжении всей своей истории была вовлечена в мировой исторический процесс, старалась активно на него воздействовать, но и сама становилась объектом воздействия, в том числе и культурного. Кроме того, и показать это — одна из целей работы, в отечественной культуре тема свободы и достоинства человека была одной из главных тем и русская культура, таким образом, развивалась в русле общемировой гуманистической традиции, другое дело, что в России гуманистические идеи не всегда были востребованы.
// Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
- http://www.jourclub.ru/8/672/