ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Гушанский Э.K.

Гушанский Эммануил Львович - кандидат медицинских наук, врач-психиатр высшей аттестационной категории, стаж работы 55 лет. Автор 35 научных работ, переводчик с немецкого.

Публикации
  1. +"Философические" заметки психиатра[недоступно]

    Остановившись перед бездной (ничто) с тоской и тревогой, мы убеждаемся, что весь жизненный путь к (цели, совершенству, знаниям) есть, по сути, бег от (не вперед, а от) пугающих нас пустоты и одиночества. Добывание фактов и питание фактами - способ борьбы с неудачей, которая по Э.Левинасу и есть основа бытия, непознанного, глыба подсознательного. Эта глыба никогда не уменьшится, т.к. факты, знания открывают все большие масштабы нашего незнания, наших неудач.

    В настояще время публикация недоступна.
    https://gushansky.wordpress.com/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%80/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%
  2. +Дух, душа, психиатрия[недоступно]

    Открытым и неясным остается вопрос, может ли отдельный индивид страдать болезнью духа - ведь духовное надличностно, оно лежит за пределами индивидуума, вне его души. Но несомненно, что определенные психические расстройства меняют духовный облик человека, перестраивают его отношения со сверхсознанием, искажают его морально-этические качества. Столь же несомненно, что расстройства духовного облика способны изменять психику, и изменения эти нередко доходят до степени четко диагностируемых заболеваний. Более того, нередко синдромы, которые мы классифицируем как заболевание, требующее лечения: невротические и психотические симптомы, различные виды аутизма, мании и бредовые явления - на самом деле не заболевание и даже не симптомы заболевания, а работа своеобразной "имунной системы" психики, средство хоть как-то скомпенсировать нарушенные связи сознания и подсознания со "сверх-Я", с абсолютом, с Духовным. И если при такого рода нарушениях сознание остается "здоровым", не обращается за помощью "болезни" - последствия для личности, а порой и для общества могут оказаться и вовсе катастрофическими (ниже мы приведем примеры подобной ситуации). Поэтому анализ психодинамических механизмы (в буквальном смысле слова - движений души) должен стать непременным атрибутом психиатрической и патопсихологической работы, и выполняться эта работа должна совместно психиатром, психологом и специалистом по духовным проблемам. Увы, в наших условиях психиатр, описывая осознаваемые пациентом феномены, в лучшем случае лишь отвечает на вопрос о том, что же происходит с пациентом. При этом само перечисление симптомов и синдромов зависит от образованности психиатра, широты его взглядов, способности к интуитивному пониманию пациента и его болезненных расстройств в целом. Психолог, получив от врача сведения о симптомах заболевания, пытается с помощью тестирования ответить на вопрос о том, как развиваются патопсихологические и психологические феномены, каким образом они взаимодействуют друг с другом, какие феномены являются следствием других, с его точки зрения, первичных, нарушений. Но из-за отсутствия медицинской подготовки он, как правило, не может разобраться в симптомах психического расстройства, составить целостную концепцию болезни и подменяет клиническую динамику психологическими фантазиями, да и общего языка с психиатром, к которому пациент обратился с жалобами, у него нет.

    // Журнал "Человек" № 4, 2003

    В настояще время публикация недоступна.
    http://gushansky.narod.ru/dusha.html
  3. +От психопатологии к экзистенциальной философии (К.Ясперс - классик на стыке наук)[недоступно]

    Непреходящее значение "Общей психопатологии" Ясперса заключается в разработке им методологии познания переживаний человека в условиях изменения основ его существования. При этом использовался метод феноменологии как проявлений духа в сознании (Гегель) и описания душевных переживаний личности (Гуссерль). Любой психический феномен в наглядной, образной форме отражает целостную реакцию человека, представление о которой можно получить лишь при сочетании акта эмпатии (вчувствования, Einfuhlen) или понимания и объективного, свободного от каких-либо сопоставлений и интерпретаций и теоретизирования описания психологических (патопсихологических) явлений, зависящих от самонаблюдения. Феноменологический образ мышления представляет собой постепенный переход от смутных представлений о психической жизни данного человека к прямому непредубежденному ее исследованию при "бескомпромиссной борьбе с нашими предрассудками". Стремясь к получению данных обо всех психических феноменах и оценке каждой частности, исследователь человеческой жизни должен научиться распознавать то, что объединяет все разнообразие психического опыта, т.е. вновь прибегает к опыту понимания или эмпатии.

    В настояще время публикация недоступна.
    https://gushansky.wordpress.com/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%80/%D0%9E%D1%82-%D0%BF%D1
  4. +Субъективная картина болезни и гуманистические проблемы в психиатрии[недоступно]

    Слова о дегуманизации нашей культуры, общества и т.п. давно стали общим местом. Но пожалуй мало где дегуманизация в самом буквальном значении этого слова - как "расчеловечивание", отчуждение, потеря привычки и способности воспринимать человека - даже себя самого - как личность, субъекта - проявляется так наглядно и горько, как в различных ситуациях отечественной психиатрии. В "душелечении", для которого примат "души", внутреннего мира, субъективности, казалось бы, должен быть самоочевидным исходным постулатом, психический мир пациента воспринимается, по существу, как "черный ящик", объект медикаментозного или суггестивного манипулирования с заранее заданными результатами "на выходе" и полным равнодушием к тому, что происходит "между" воздействием и результатом. В медицинских терминах это можно назвать полным отсутствием интереса к "субъективной картине болезни". Российская (и вся постсоветская) психиатрия склонна переоценивать значение клинической картины болезни, очень мало внимания уделяет психологическим и социальным факторам и чуть ли не игнорирует субъективную картину болезни. Это приводит к попытке воздействовать на симптомы болезни только фармакологическим путем или, в крайнем случае, с помощью психотерапевтической суггестии. Именно такой подход и создает почву для злоупотребления психиатрией в немедицинских целях, массового навязывания пациентам психоактивных веществ, обладающих потенциалом зависимости (транквилизаторы), и существенно искажает статистические и эпидемиологические данные о психических расстройствах в России.

    // "Человек" - 2000 №2

    В настояще время публикация недоступна.
    http://gushansky.narod.ru/guman.html