ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Трубецкой Е.Н.

"Полнота жизни как единая цель для всего живущего -
таков предмет искания всякого жизненного стремления;
единая истина для всех - таково предположение всякого
сознания вообще, и, наконец, единая правда для всех, -
таково предположение нравственного сознания. Тоска по
всеединству - вот что лежит в основе всего нашего
страдания о суете и бессмыслице жизни; и поскольку мы
возвышаемся сознанием над этой суетой, этот мысленный
подъем уже представляет собою некоторый предварительный
выход из того порочного круга, в котором мы томимся. "
Е.Н. Трубецкой
Е.Н.Трубецкой

Евгений Николаевич Трубецкой (1863 - 1920) - выдающийся русский философ и правовед. Получил образование на юридическом факультете Московского университета, где одновременно глубоко изучал философию и богословие. После защиты докторской диссертации был профессором Киевского, а с 1906 года Московского университета. Трубецкой вел жизнь кабинетного ученого. После революционных преобразований 1905 года он окунается в общественно-политическую жизнь страны и доже рассматривается в качестве кандидата на пост министра народного просвещения. В октябре 1917 - го покинул Москву и примкнул к Добровольческой армии. Отступая вместе с ней, в 1920 году оказался на Кавказе. Скончался незадолго до окончательной эвакуации Добровольческой армии.

В философском плане Трубецкой были продолжателями идей В. Соловьева, о котором написал двухтомную работу: "Миросозерцание В. Соловьева". Основным философским трудом Е.Н.Трубецкого стал "Смысл жизни".

Развивая религиозно-философские взгляды Соловьев на действительность, Е. Н. Трубецкой выступает как один из видных представителей философии всеединства в России. Однако в ряде существенных моментов Трубецкой отходит от учения великого русского философа и строит свою теоретическую модель действительности. Она наиболее отчетливо выражается в его учении о свободе. Свобода у Трубецкого является основой деятельности индивида. Если у Соловьева отношения между Богом и человеком основаны на любви, то у Трубецкого - на свободе выбора, которая есть источник не только добра, но и зла. Человек сам выбирает свой путь и несет ответственность за зло в мире. Свобода есть более великое достояние мира и человека, чем если бы мир был подчинен абсолютной необходимости, исходящей от Бога. Божественная любовь хочет иметь в человеке не автомат, а друга. В этом и есть оправдание свободы. Человек не мог бы быть действительным участником добра, если бы он не был способен выбрать между добром и злом. Положительная эволюция мира заключается не в отрицании зло, а в преодолении зла в самом ее источнике - свободе самоопределяющейся твари. Это не свобода от искушения, а победа свободной воли над искушением.

Постулировав свободу, Трубецкой, в отличие от Соловьева, развивает учение о Софии уже не как об инобытии Бога, а как об идеальном замысле о мире, который человек может принять или отвергнуть. София, неотделимая от Христа Божья мудрость и сила, есть не сущность, а только норма, идеальный образ, нравственно-правовой идеал.

Трубецкой утверждает, что жизнь не стоит на месте, мир движется вперед к своему светлому пределу. Однако само движение не происходит автоматически. От человека требуется духовный подъем и беспощадная борьба с земными страстями, которая сопровождается трудами, лишениями и страданиями. Никакие временные успехи, радости, лишения и страдания не должны останавливать человека в его неутомимой борьбе за возвышение земного до небесного. Таков путь индивидуального человека.

Публикации
  1. + Смысл жизни
  2. +Смысл жизни (избранные главы)[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.scorcher.ru/art/life/art/11.htm