ENG
         

Мухина Валерия Сергеевна Мухина Валерия Сергеевна (1935) - ведущий советский и российский психолог с мировым именем, педагог, философ, писатель. Академик РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета (с 1988 г.), главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества, член Союза писателей России, член Московского союза журналистов, член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование». Основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности».

В.С.Мухина - специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Область научных интересов: психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений.

Автор более 400 печатных трудов, изданных в России и за рубежом. Имеет патенты. Более 50 изданий книг на языках мира

Публикации
  1. +Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество[недоступно]

    В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онтогенеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ребенка происходит через его деятельность. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. В книге представлена авторская концепция механизмов, определяющих развитие личности и ее социальное бытие. Учебник адресован студентам психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологам, а также всем, кого интересуют пробле-мы возрастной психологии.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.zipsites.ru/books/psy_muhina_vosr_ps/
  2. + Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (1)

    Здесь речь будет идти, прежде всего о том, что происходит с личностью, осужденной за совершение насильственных преступлений, помещенной в условия пожизненной изоляции. Насильственный преступник автоматически уходит за пределы возможного развертывания своей человеческой сущности в высших проявлениях и утверждения другого в его исключительности и человечности. Регресс личности совершившего преступление неизбежно проявляет себя - ведь он наказан не только судом и лишением свободы, но и постоянно присутствующими образами, неизменно напоминающими то, что преступил границы дозволенного, лишил злодейски других людей жизни, и часто в том числе - малых детей.

    // Развитие личности №4 / 2002 /

    http://www.rl-online.ru/articles/4-02/205.html
  3. + Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (2)

    Потерять навсегда жизненную перспективу — это экстремальная ситуация. Принудительная жизнь в замкнутом пространстве, в состоянии постоянного наказания и бесперспективности — невыносимая для человека ситуация. Человек, лишенный будущего, теряет смысл своего существования. Еще Федор Достоевский в «Преступлении и наказании», ужаснувшись, сказал: «Понимаете, как это ужасно, когда больше некуда идти?» Из общего числа пожизненно заключенных, лишь процентов пять-семь тех, которые стремятся удержать свое чувство личности. Это мнение сотрудников колоний, с которыми мне довелось общаться2. Способность здраво рассуждать и контролировать себя как социального человека сохраняют лишь немногие. Незначительная часть из них осознают экстремальность ситуации, в которую они заслуженно попали. При этом они пытаются сохранить и воссоздать свою личность, что-то предпринять для физического и психического выживания.

    // развитие личности №4 / 2003

    http://www.rl-online.ru/articles/4-03/252.html
  4. + Психологические проблемы молодежи как электората России

    Выбор - всегда деятельность, требующая знаний, сформированной позиции и личной воли. Выбор, производимый в социальном пространстве людей и совершаемый как гражданская акция, обращен к индивидуальному человеку, к личности. Однако выбор человека как социального существа, как человека толпы может происходить помимо его сознательной воли. В XIX в. появляются одна за другой работы, посвященные анализу психологии толпы. Г. Лебон писал о том, что "главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы".1 Книгу Г. Лебона "Психология масс", вышедшую в 1895 г., находили в библиотеках Николая II, В.И. Ленина, И.В. Сталина, А. Гитлера и во многих других библиотеках диктаторов и либералов.

    // Развитие личности №2 / 2000 /

    http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-problemy-molodezhnogo-elektorata-rossii
  5. + Реальность социального пространства

    Социальным пространством называют всю материальную и духовную сторону человеческого бытия наряду с общением, человеческими деятельностями и системой прав и обязанностей. Сюда следовало бы отнести реальности существования человека вкупе. Однако я считаю правомерным выделять и специально рассматривать в отдельности реальности предметного мира, образно- знаковых систем, природы и социального пространства, чтобы, в конце концов, соединить все как сущностно единое целое, определяемое глубинными связями и отношениями. Обратимся к обсуждению реальности человеческого общения как реальности социального пространства.

    // Развитие личности №2 / 2006

    http://rl-online.ru/articles/rl02_06/533.html
  6. + Феноменологическая сущность мифов и реалий личности

    История человеческого рода и современные идеи о человеке как личности, значимая для каждого из нас в отдельности идеология, наши внутренние позиции — все это формирует в нас представления, мифы и чаяния о личности. Можно сказать и иначе: реалии жизни на протяжении всей истории формируют чувство личности и саму личность в нас. Человек в процессе всей обозримой истории выделял в себе некие сущностные особенности, которые он провозгласил как личность. Однако до сих пор, уже в XXI веке, мы, люди, пытаемся разобраться в том, что такое личность: где наши домыслы, где наши амбиции в понимании личности и в притязании быть ею? В чем мы приближаемся к сущности понимания феноменологии личности? Прежде всего, было бы полезно обратиться к сущности понятия личность в материи родного языка, в его культурных и духовных предтечах

    // Развитие личности №3 / 2005

    http://rl-online.ru/articles/Rl03_05/344.html
См.также