ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Малкова Я.Ф.

МАЛКОВА Яна Феликсовна - кандидат философских наук, ассистент кафедры философской антропологии философского факультета УрГУ.

МАЛКОВА Яна Феликсовна - кандидат философских наук, ассистент кафедры философской антропологии философского факультета УрГУ.

Публикации
  1. +К. Ясперс: рождение экзистенциализма из духа психиатрии[недоступно]

    До сих пор было принято полагать, что экзистенциализм — это философское учение творческих личностей, писателей и художников. Это мнение основывалось на том, что выдающиеся представители экзистенциализма, такие как: С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю были крупными художниками слова. Однако среди экзистенциалистов есть выдающаяся фигура, которая заставляет изменить эти представления. К. Ясперс, один из первых крупных мыслителей ХХ века, который постарался изменить существующую академическую традицию, которая предписывала философии единственный модус ее осуществленного бытия в форме логически оправданной системы. К. Ясперс не занимался литературно-художественным творчеством. Он начинал как врач, успешно занимался психиатрией и психологией, признан классиком этих наук. К. Ясперс заявил, что в процессе философствования важен не только предмет в виде внешнего мира и логический метод при его исследовании, а скорее всего именно анализ поведения человека в мире, его существование. Экзистенциальные воззрения Карла Ясперса, основанные на медико-психологическом материале, позволили ему создать такое философское учение, которое позволяет постичь безусловную связь жизни человека и становление его экзистенциального мировоззрения. Именно использование опыта психиатрии позволяет рассмотреть на конкретной проблеме преодоления фундаментальных жизненных кризисов, понимание философии как своего рода «терапии души». Мы можем говорить о философии К. Ясперса как о совершенно новом подходе к исследованию человека, как в психиатрии и психологии, так и философии. Философское творчество К. Ясперса, можно считать новаторским и вместе с тем, влекущим к новым исследовательским перспективам.

    // Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика. СПб. Сайт Web-кафедра философской антропологии, 2003. С.53 — 55

    В настояще время публикация недоступна.
    http://anthropology.ru/ru/texts/malkova/kompar_12.html
  2. +Концепция воспитания в экзистенциализме К. Ясперса: генезис и онтологические основания[недоступно]

    Радикальный поворот в жизни страны, произошедший в начале 90-х годов, существенно повлиял на жизнь каждого ее гражданина. Демократия, в отличие от тоталитаризма, предполагает существование гражданского общества, основанного на принципах толерантности и открытости. Новый человек, который сможет реализовать эти принципы на практике, не появится сам собой, без разработки и применения гуманистической концепции воспитания. Суть этой концепции должна состоять в отказе от «педагогических технологий», которые ставят воспитание людей на одну плоскость с промышленным массовым производством. В противовес нивелирующему воздействию глобализационных процессов, современная философия воспитания должна отстаивать принцип активности индивида, подтверждающего свою уникальность и самоидентичность творческими и ответственными действиями. Демократизация общественной жизни всегда выдвигает на передний план требование активной жизненной позиции и способности к самостоятельному и ответственному жизненному выбору. История российской философии и общественно-политической мысли, равно как и вся современная жизнь страны, предоставляют нам достаточно материала для разработки концепции воспитания свободного и ответственного человека. Такая концепция не может быть импортирована, она должна вызреть на основе национальной культуры. Однако нельзя игнорировать и зарубежный опыт двух последних столетий — ведь на Западе существуют глубокие и ценные концепции, предлагающие пути и способы преодоления тоталитаризма и морального нигилизма. Ответственность и мужество, которые требуются для реализации собственного выбора; неприятие конформизма как растворения в массе; выбор подлинного, собственного пути, направленного к индивидуальному воплощению высших человеческих ценностей — вся эта проблематика западноевропейской философии ХХ века сегодня необыкновенно актуальна для России. Особенно обстоятельно эта проблематика представлена в философии экзистенциализма. Ее уроки, успехи и неудачи в решении проблемы человеческой свободы, реализуемой в «массовом обществе потребления», заслуживают самого внимательного изучения. В свою очередь, среди представителей экзистенциализма нам сегодня особенно интересен К. Ясперс (1883-1969). Интерес к нему объясняется тем, что он выстроил свою концепцию воспитания на основе синтеза точных наук о человеке, медицины и психиатрии, с одной стороны, и глубинного переосмысления мировой философской традиции, которая привела его к созданию периэхонтологического учения, с другой стороны. В итоге возникла оригинальная концепция «университетского воспитания», которое начинается с детства и продолжается всю жизнь. Университет при этом выступает как центр и источник всей мировой культуры, как хранилище ценностей и духовных богатств, которое должен по мере собственных сил пополнять каждый, проявляя самобытность, творчество и свободу.

    // Малкова Я. Ф. Концепция воспитания в экзистенциализме К. Ясперса: генезис и онтологические основания: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.03 / Я. Ф. Малкова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург: [б. и.], 2010. — 22 с. — Библ

    В настояще время публикация недоступна.
    http://elar.usu.ru/bitstream/1234.56789/2670/1/urgu0765s.pdf
  3. +Концепция воспитания в экзистенциализме К.Ясперса: генезис и онтологические основания[недоступно]

    Актуальность темы исследования. В начале 90-х годов XX века Россия совершила очередной радикальный поворот в своей истории: от административно-командной системы с директивной, плановой экономикой и конституционно закрепленной монополией одной партии на власть она двинулась в направлении рыночной экономики, правового государства, к многопартийной демократической системе. Это потребовало решения принципиально новых проблем, многие из которых еще не вставали в российской действительности. Радикальный поворот в жизни страны существенно повлиял и на индивидуальную жизнь каждого ее гражданина. Демократия, в отличие от тоталитаризма, предполагает существование гражданского общества, основанного на принципах толерантности и открытости. Руководители демократической России все больше понимают, что достойное ее место в современном мире может быть обретено не только благодаря достижениям естественных и технических наук, ко всему этому должен добавиться активный предприимчивый человек, способный принимать самостоятельные решения, проявлять творческую инициативу и брать на себя ответственность. Такой человек не может возникнуть ниоткуда, сам собой, без реализации новой концепции воспитания. Суть этой концепции должна состоять в отказе от "педагогических технологий", которые ставят воспитание людей на одну плоскость с промышленным массовым производством. В противовес нивелирующему воздействию глобализационных процессов современная философия воспитания должна отстаивать принцип активности индивида, подтверждающего свою уникальность и самоидентичность творческими и ответственными действиями.

    // автореферат диссертации канд. филос. наук : 09.00.03

    В настояще время публикация недоступна.
    http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2670/1/urgu0765s.pdf