ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Ходаковская О.В.

Ходаковская Ольга Валерьевна - кандидат психологических наук, и. о. доцента кафедры психологии семьи и детства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Публикации
  1. + Социальная и личная идентичность юности

    В России за последние десятилетия произошли глобальные перемены в социально-экономическом, политическом, идеологическом устройстве государства. В результате, усилилось социальное многообразие, разнополярность общества, повлекшее за собой усложнение для личности проблемы социального выбора. Особенно остро вопрос выбора своего места, пути в социальном мире встает в юности. Усиление таких негативных социально-психологических явлений, как наркоманизация, алкоголизация, криминализация юношеской среды, увеличение количества тоталитарных, экстремистских молодежных организаций и другие негативные знаки нашего времени, как правило, являются следствием неустойчивости социального самосознания молодого поколения. В сложившихся обстоятельствах возникает острая необходимость в изучении проблемы формирования идентичности, связанной с поиском и построением личностью своего Я в многообразном мире. Необходимо отметить широкое разнообразие подходов к исследованию идентичности в психологической науке. Исследование идентичности в юности, имеет уникальное значение с точки зрения социальной психологии, поскольку это период вхождения личности в широкий социальный мир, отличающийся появлением большого количества новых социальных ролей. В юношеском возрасте социально-психологический характер приобретает не только социальная идентичность: активное соотнесение Я с социальными группами, но и достижение личностной идентичности: необходимость поддержания целостности, тождественности личности, вызванная расширяющимся многообразием социального пространства. Происходит интеграция социальной и личностной идентичности, как двух сторон целостного социально-психологического феномена. Одна из основных проблем современного исследования идентичности — разнонаправленность изучения социального и личностного аспекта. Целостные исследования социальной и личностной идентичности немногочисленны (S.Hitlin, Ж. Дешамп, Т. Девос, Е. Т. Соколова, и др.). Следовательно, возникает актуальная необходимость в изучении социально-психологических показателей достижения личностной идентичности и целостном исследовании социальной и личностной идентичности в юности. Существуют различные точки зрения на то, какой возрастном период является наиболее значимым для становления идентичности. Большое количество исследований посвящено проблеме формирования идентичности в подростковом возрасте и в период ранней юности (И. Кон, Дубровина, В.А.Алексеев, Е.Весна и др). Э. Эриксон условно ограничил период становления идентичности возрастом от 11 до 20 лет. Однако, некоторые исследователи (Т.М.Буякас, Дж. Марсиа, А.Ватерман) доказывают, что состояние «кризиса идентичности» остается острой проблемой студенческого возраста. Переломным моментом является переход от ранней юности к поздней, связанный с окончанием школы, совершеннолетием, и, соответственно, с появлением новых возможностей участвовать в политической жизни страны, создавать собственную семью, с выбором профессии, с расширением и усложнением круга общения. Актуальной задачей, таким образом, является изучение социально- психологического становления социальной и личностной иденти

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Санкт-Петербург 2006 г.

    ftp://lib.herzen.spb.ru/text/hodakovskaja_ov_akd.pdf
  2. + Христианский взгляд на становление самоидентичности личности

    В последние десятилетия проблема самоидентичности личности превращается в одну из наиболее острых и широко обсуждаемых в психологии. Уже на первом международном конгрессе, посвященном идентичности и состоявшемся в 1980 году, было представлено около двухсот докладов на эту тему. Тем не менее, в настоящее время нет устоявшегося единого определения этого понятия. Выделяются следующие аспекты содержания феномена самоидентичности: 1) переживание тождественности собственной личности: постоянство личности во времени; переживание высших моментов личностного бытия, сопровождающееся ощущением: «это и есть настоящий Я»; 2) целостное индивидуально-личностное самоопределение: осознание своей уникальности и, одновременно, стройная непротиворечивая идентификация; осознание собственных целей, ценностей, идеалов, которые организуют самоопределение; 3) развитие высшего уровня личностной саморегуляции: аутентичность, подлинность поведения, соответствие внешних проявлений личности ее внутреннему миру.

    http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2001-2003/hristian_psychology/txt/hodorkovskaia.php