ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Аверина А.И.

Публикации
  1. +Катастрофа «Я»: итог или этап развития (Взгляд на социализацию ребенка, развивающегося «Я»)[недоступно]

    Основной лейтмотив социальной философии — взаимоотношения в системе «Я — Другой», которую можно представить в виде динамической системы: «Я — Другой». Динамизм здесь подразумевает, как и в любой такой системе, постоянный взаимообмен, взаимоконфигурируемость составляющих ее частей. В зависимости от точки зрения можно по-разному расставить акценты, рассматривать одно или другое направление, вектор отношений в системе. У Гегеля, в «Феноменологии духа» в паре противоположностей «Раб — Господин» источником внутренней активности и, следовательно, динамизма системы является «Раб». Его активность направлена из себя, вовне себя и от себя; при этом не имеет значения, что «Господин» — это некий образ, может быть фантом, который не существует в действительности. Важно, что это — «Другой», пусть даже интериоризированный или воображаемый. Здесь выражена преимущественно односторонняя направленность протекания динамики отношений: от «Я» к «Другому». Может быть иной вариант рассмотрения динамики в системе: формирование «Я» как следствие активности «Другого», который может быть «отграничен», «выделен из фона» самым разным образом, в зависимости от точки зрения наблюдателя: ему может быть приписано «значение» общества в целом, антропоморфного Бога или безличного Абсолюта, родителей или школьного учителя. Такое перечисление в одном ряду несопоставимых, казалось бы, понятий (безличный Абсолют и школьный учитель) выглядит довольно смешно, но этим я только пытаюсь подчеркнуть, что «Я» взаимоотносится, отражается и отражает явления самого разного порядка: от самых общих, до очень частных, и все они, поскольку могут быть подставлены в уравнение в качестве значения переменной «Другой» могут рассматриваться с позиций социальной философии.

    // Социальный кризис и социальная катастрофа. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.201-205

    В настояще время публикация недоступна.
    http://anthropology.ru/ru/texts/averina/crisis_50.html