ENG
         

Копьев Андрей Феликсович

Копьев Андрей Феликсович - кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, старший научный сотрудник ПИ РАО Практикующий психолог-консультант с опытом работы более 35 лет. Область научных интересов психолога - консультанта: История практической психологии; философская антропология.

Публикации
  1. + Между свободой и необходимостью: к методологии краткосрочного психологического консультирования

    Проблема продолжительности психологического консультирования обсуждается весьма активно в рамках различных школ и направлений психологической помощи. Для этого есть вполне понятные практические и экономические основания. Длительное общение со специалистом-психологом требует от клиента затрат, не всегда совместимых с его возможностями. В свою очередь, усилия психологов-консультантов в таких сферах, как образование, здравоохранение и социальная поддержка, — основных областях, заинтересованных в услугах практической психологии, — должны непременно вписываться в тот «формат, который диктуется реальной обстановкой обращения, уровнем психологической готовности клиента, актуальностью внешних, не связанных с процессом консультирования задач и т.п. Все эти обстоятельства не позволяют ориентироваться на элитарную модель психологического консультирования, предполагающую время общения с клиентом как бы неограниченным, а также требующую искрен­ней заинтересованности клиента в по­исках глубинных психологических предпосылок своих проблем, его го­товности к установлению с консуль­тантом полноценного «рабочего аль­янса», который, по мнению психоана­литиков, состоит в достижении «нор­мальных рациональных взаимоотношений между пациентом и аналитиком, делающих возможной для пациента целеустремленную работу в аналитической ситуации»

    // Вопросы психологии № 4 1996 С. 44-54.

    http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/964/964044.htm
  2. + Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации

    Современное состояние консультативной практики, характеризующееся большим многообразием научно-теоретических идей, методов и психотерапевтических техник, настоятельно побуждает к поискам более общего взгляда на этот предмет. Вместе с тем опыт конкретной консультативной работы требует осмысления в адекватной системе понятий, в рамках которой он, не утрачивая своей специфичности, мог бы быть интегрирован и научно сопоставлен с другими опытами и их теоретическими интерпретациями. Известно, что психотерапия, психологическое консультирование не представляют собой нечто единое, а, наоборот, являются совокупностью методов и приемов воздействия на личность, весьма различных как по своим «идеологическим», научным предпосылкам, так и по своему исполнению (это особо следует подчеркнуть применительно к отечественным условиям, где профессиональное становление практических психологов происходит на изначально эклектической, «мозаичной» теоретической и методической базе). Поэтому представляется важным, чтобы теоретические основы изучения психотерапевтического общения не были жестко привязаны к тем или иным конкретным психологическим теориям, но, наоборот, были как бы «трансгредиентны» [2], внеположены им. В качестве такой теоретической основы мы рассматриваем разработанную М.М. Бахтиным концепцию диалога [1], [2], для которой первичным, исходным фактом является само общение, взятое до (или вне) его психологических определений в понятиях той или иной концепции психотерапии. Это, в свою очередь, позволяет рассматривать в одной плоскости анализа все те феномены, которые имеют место при консультировании, независимо от научных принципов, которых придерживается психолог, независимо от его (и клиента) индивидуальных психологических особенностей, целей и задач данного момента психокоррекции и т. п.

    http://www.voppsy.ru/issues/1990/903/903017.htm