ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Мальцева А.П.

Мальцева Анжела Петровна - заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова, доктор философских наук, профессор.
Основное направение научной работы А.П. Мальцевой - изучения феномена желания.

Публикации
  1. + Желание и любовь

    В обыденной речи слово желание очень часто используется как синоним любви и, наоборот, словом любовь могут называть и желание, и любое вообще страстное стремление, привязанность или склонность. Определение любви как «целестремительной и соединительной силы» (определение Р.Г. Апресяна) скорее сближает эти два понятия, ведь желание всегда целестремительно. Что же общего у двух этих феноменов, и что их различает? И любовь, и желание предстают в культуре в виде мифов. Например, современная массовая культура, несомненно, располагает очень влиятельным мифом любви. В этом мифе любовь не существует без чувственной страсти; образы любви, создаваемые в современном искусстве, есть, по сути, образы болезни, недуга. Современный миф желания также является весьма влиятельным мифом. Уверенность в том, что в двадцать первом веке на смену человеку производящему пришел человек развлекающийся и наслаждающийся, не просто разделяется многими социологами, философами, художниками, священниками, журналистами, — общая интуиция определяет происходящие в современной культуре перемены как превращение общества потребления в общество желания. Считать главным отличием желания от любви «жар», «страстность», «чувственность», «телесность», без которых второе может обойтись, — ошибка. Любовь может быть чувственной, а желание — «холодным» («разумным»).

    http://www.proza.ru/2009/11/23/1045
  2. + Желание и потребность

    Философское прочтение желания позволяет говорить о принципиальном отличии желания от потребности. Формальное различение феноменов желания и потребности мы находим в работе Рокни Джейкобсона. Американский философ полагает, что желания и потребности различаются прежде всего способами «снятия» или тем, что и как завершает их. Рассмотрим «окончание» желания. Мы можем сказать, что желание человека сделать Х выполнено тогда и только тогда, когда человек сделал Х. Мы не можем утверждать, что желание человека сделать Х удовлетворено, если он не сделал Х, но совершения Х самого по себе еще не достаточно для удовлетворения желания сделать Х. Если кто-то многие годы испытывал сильнейшее желание увидеть дворец Z в стране У и наконец попал в У, и, прогуливаясь по улицам города, видел дворец Z, но так и не узнал об этом, ошибочно полагая, что находился у дворца R, то его желание увидеть дворец Z оказалось выполненным, но не удовлетворенным.

    http://www.proza.ru/2009/11/23/1049
  3. + Желание как противоречие

    Августин впервые обнаруживает противоречивость воли человека, образуемую одновременным сосуществованием в нем двух несопоставимых желаний: желания чувственных удовольствий и желания любви Бога. Гегель прочитывает желание как стремление духа снять противоречие между вожделеющим сознанием и всеобщим самосознанием. Представляется, что само желание есть противоречие между его предметом и объектом, со снятием которого достигается удовлетворение (или снятие которого и составляет удовлетворение). Следует различать объект желания и предмет желания. Объектом желания является то, на что направлено сознательное внимание субъекта, что осознается им как «очевидная» причина его активности и «лежащая на поверхности» цель его устремлений. Узнать об объекте желания можно просто спросив субъекта: «На что направлен твой интерес (взгляд)?». Получение объекта во владение и обладание им может сопровождаться удовольствием. Предмет — это то, что только и может удовлетворить желание, что дей-ствительно его удовлетворит. Это «объективная» цель желания, задаваемая самой его логикой и подчиняющаяся закону удовлетворения.

    http://www.proza.ru/2009/11/23/1053
  4. + Жизненный путь человека

    Жизненный путь должен облекаться в историю. Выбор значимого из потока дней и лет происходит в согласии с определенным (культурой, традицией, эпохой) принципом и по определенным правилам. Так сочиняется история жизни. Будучи сочиненным и обретя тем самым целостность, начало, середину и конец, жизненный путь подвергается суду. Судят о жизненном пути Х другие люди, свидетели жизни Х, и сам он. При этом, даже если человек рассуждает о себе, то он смотрит на свою жизнь глазами стороннего наблюдателя, обобщенного Другого. Судят человека в согласии с идеалами его века. В век прагматизма об Х скажут: «Прожил всю жизнь бедняком: ни квартиры, ни машины, ни капитала. Жизненный путь — катастрофа». В век романтизма о том же Х скажут: «Великий писатель, память о творениях которого останется в веках». Для самого живущего его жизненный путь — то, что позади, Прошлое. Тогда жизненный путь приурочивают к подведению итогов. Этот момент не всегда совпадает со старостью, но всегда порожден ощущением истощенности творческой энергии, переживанием импотенции созидательных способностей. Оглядываясь назад, мы сравниваем себя либо с товарищами по повседневности — с друзьями, родственниками, либо с великими людьми или героями художественных произведений.

    http://www.proza.ru/2011/06/13/552
  5. +Индивидуальность и личность: свобода желания и желание свободы[недоступно]

    Человек. — 2005. — №1. (электронная версия статьи)

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.courier.com.ru/homo/ho0105maltseva.htm
  6. + Основные положения философский теории желания

    1. Генезис понятия желания, реконструируемый на основе этимологии обозначающих его слов, показывает, что в нем соединились три значения: (1) состояние, переживаемое субъектом; (2) характеристика отношения между субъектом и объектом; (3) свойства объекта. Установленное параллельно допускаемое совмещение различных смыслов и значений слова «желание» в практике живого языка отражает интуицию глубокого противоречия, присущего самому явлению. 2. Феномен желания может быть представлен в качестве проблемы философско-методологического исследования, что подтверждается следующим: (1) В философии фактически используются различные понятия желания; часто термин «желание» избирается для обозначения явлений, состояний, процессов, не имеющих к феномену никакого отношения; иногда при фактическом использовании понятия желания применяются другие термины.

    http://www.proza.ru/2009/11/23/1051