- +-Европейское единство и превратности его судьбы[недоступно]
Наши представления о смысле и целях жизни в одном, существенном отношении непохожи и даже противоположны представлениям наших предков, по крайней мере на те, что господствовали до второй половины XVIII века. Согласно этим представлениям, мир был единым, умопостигаемым целым. Он состоял из определенных устойчивых элементов — материальных и духовных, ибо, если они неустойчивы, значит, нереальны. Люди обладали определенными неизменными, общими для всех свойствами, называемыми человеческой природой. И хотя между людьми, культурами и народами существовали объективные различия, сходство между ними было глубже и важней. Важнейшим из них считалась способность, именуемая разумом и позволявшая его обладателю познавать истину в теории и на практике. Подразумевалось, что истина равно очевидна повсюду и для всех разумных созданий. Эта общечеловеческая природа делала не только необходимым, но и разумным стремление людей общаться друг с другом и убеждать других в истине, в которую они верили, а в крайних случаях даже принуждать к ней других на основе предположения (сделанного, например, Зарастро из «Волшебной флейты» Моцарта — великой сказки эпохи разума), что если люди будут повиноваться приказам (или, в крайнем случае, будут принуждены к этому), то в конце концов они поймут важность того, что их просветители, законодатели или господа сами считают истиной, пойдут за ней и станут мудрыми, добрыми и счастливыми.
В настояще время публикация недоступна.- http://magazines.russ.ru/nz/2002/21/ber.html