ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Муздыбаев К.

Муздыбаев Куанышбек - кандидат психологических наук, ведущий сотрудник, руководитель группы социологии и социальной психологии морали социологического института РАН в Москве,

Публикации
  1. + Анатомия эгоизма

    Главная цель нашего исследования — экспериментально изучить предрасположенность представителей разных социальных групп к эгоизму. Отметим, что это первая попытка эмпирического изучения эгоизма в России, тогда как за рубежом проводятся обширные эксперименты, особенно в связи с оптимальным решением социальных дилемм. За последние три десятилетия в мире значительно продвинулось и теоретическое осмысление данного явления. В нашей стране единственная философская монография по этой проблеме издана более 30 лет назад и ныне никак не отражает уровень современной ее трактовки [6]. По этой причине вначале мы кратко остановимся на некоторых результатах нашего феноменологического изучения эгоизма, которые дают представление о самoм понятии эгоизма и об основных его…

    // Проект РФФИ 02-06-99520.

    http://csr.spbu.ru/pub/RFBR_publications/articles/social%20sciences/2003/anatomiya_e%60goizma_03_hum.pdf
    file://moscow.chronopay.com/profiles/profiles/asaveliev/Downloads/ANATOMIA_EGOIZMA.doc
    http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/MISC/5/EGO.HTM
  2. + Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ

    Посредством когортного анализа выявлен социальный и морально-психологический профиль современной молодежи на фоне характеристик старших поколений. Исследование временной перспективы и аттитюдов ко времени показали, что в отличие от старших поколений молодежь размещает ценности главным образом в настоящем и предстоящем периодах жизни. По личностным характеристикам молодые люди более оптимистичны, у них выше чувство возможного (надежда), чем у респондентов из старших поколений. Современные молодые люди по своим личностным качествам более интернальны, они больше верят в справедливый мир, нежели представители старших возрастных групп. Показано, что все эти качества у молодежи во многом связаны с высокой мотивацией достижения, целенаправленностью в поведении и умением управлять обстоятельствами своей жизни и добиваться целей. В то же время установлено, что молодым свойственно эгоистичность, зависимость, мстительность в отличие от старшего поколения, обремененного ограничениями и социальными обязанностями. анализ стратегии совладания с экономической недостаточностью у разных возрастных групп респондентов показывает, что по сравнению со старшими поколениями молодые люди чаще используют рациональные, продуктивные формы поведения. На основе данных двух исследований проводится межпоколенческий анализ временной перспективы, аттитюдов ко времени, личностных черт, социальных и экономических возможностей, восприятие окружающих, стратегий поведения (выборка по 700 чел.).

    // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 1. С. 175-189.

    http://www.ecsocman.edu.ru/data/977/827/1219/Muzdybaev.pdf
  3. + Измерение надежды

    Изучается диспозиционная надежда семи социальных групп (рабочие, служащие госсектора, служащие частного сектора, руководители, студенты, безработные и пенсионеры). Выборка — 700 чел. Наиболее высокая диспозиционная надежда выявлена у руководителей учреждений, студентов и служащих частного сектора. Изучается также структура ожиданий, источники контроля над их достижением и инструментальное поведение ради достижения этих ожиданий. Показано, что у имеющих высокую диспозиционную надежду преобладает личностный контроль над ожидаемым событием, временная перспектива несколько длиннее, они чаще идентифицируют себя с настоящим временем, более позитивно оценивают свою жизнь и используют активные и продуктивные стратегии совладания с материальными трудностями. // ключевые слова KR надежда, ожидание, личностный и ситуационный контроль, временная перспектива, инструментальное поведение, депривация, стратегия совладания, локус контроля, эгоизм, счастье, удовлетворенность жизнью, оптимизм, самоуважение.

    // Психологический журнал. 1999. № 4. 11.

    http://www.si.ras.ru/doc/hop2.pdf
  4. + Оптимизм и пессимизм личности

    В работе рассматриваются различия в оценках прошлого и настоящего времени, а также в стратегиях поведения оптимистов и пессимистов. Оптимизм и пессимизм личности изучались в рамках двух исследований, проводившихся в 1997 г. и 2000 г. в Санкт-Петербурге. Для измерения оптимизма и пессимизма адаптировали шкалу диспозиционного оптимизма М. Шейера и Ч. Карвера. Исследование решает следующие задачи: измерение оптимизма и пессимизма у разных социальных групп; определение субъективного благополучия у оптимистов и пессимистов и выявление изменений в их жизни за период экономических реформ в России; исследование различий в отношениях ко времени и в восприятии социального окружения; личностные корреляты оптимизма и пессимизма с надеждой, локусом контроля, самоуважением, верой в справедливый мир. // Ключевые слова: личность, оптимизм, пессимизм, ценности

    // Социологические исследования. 2003. № 12. С. 87-96. Работа выполнена при поддержке РФФИ (№ 02-06-80493). Опрос в 1997 г. осуществлен при поддержке РГНФ (№ 97-06-08071), в 2000 г. — при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (№ 00-62786-000).

    http://89.249.21.76/data/063/023/1217/014.MOUZDYBAEV.pdf
  5. + Переживание вины и стыда. Часть 1

    // СПб.: СПбФ ИС РАН, 1995.

    http://www.si.ras.ru/doc/shame_1.pdf
  6. + Переживание вины и стыда. Часть 2

    // СПб.: СПбФ ИС РАН, 1995.

    http://www.si.ras.ru/doc/shame_2.pdf
  7. + Переживание вины и стыда. Часть 3

    // СПб.: СПбФ ИС РАН, 1995.

    http://www.si.ras.ru/doc/shame_3.pdf
  8. + Понимание другого человека.

    Дефиниция «Другого» непосредственно связана с определением индивидом своего «Я». Термином «Я» обозначают осознание индивидом себя, как принадлежащего к некоторой категории людей посредством социальной идентификации. Другой же — это не «Я», а тот, который отличается от меня или противоположен мне. Человек осознает свои социальные роли именно по отношению к другому, с которым он сосуществует. Понятие «Другой» является многозначным понятием, используемым для разграничения социальной, национальной, культурной и др. форм идентичности. В то же время понятие «Другой» является и относительным понятием, обозначающим разный экзистенциальный статус существования другого человека в зависимости от характера взаимоотношений между людьми. Ибо именно непохожесть, инаковость «Другого» является условием его существования и во многом определяет качество его бытия.

    http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/150/60/
  9. + Психология заботы

    . (Доклад, прочитанный на годичной сессии Ученого совета Социологического института РАН 11 декабря 2008 г.)// в кн: Семья в современном мире. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. С. 17-28.

    http://www.si.ras.ru/doc/care_3.pdf
  10. + Социальные дилеммы и способы их решения

    Исследование социальных дилемм — это изучение конфликта между частными эгоистичными интересами и коллективными интересами.Анализируются основные свойства двумерных и многомерных социальных дилемм. Описаны различные виды социальных дилемм: ресурсные дилеммы, дилеммы общественных благ и дилеммы «бездельника». Способырешения социальных дилемм объединены в три широкие сферы: личностные факторы, ситуационные факторы и контроль и стимулированиекооперативного поведения.

    // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. № 2. С. 99-121.

    http://www.ecsocman.edu.ru/jssa/
  11. + Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ

    Ситуации, предъявляющие к людям требования, которые превышают их обычный адаптивный потенциал, описываются в разных терминах: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы, экономическая депривация, бедствия, катастрофы. Каждая из этих ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери [1]. Каждая из этих ситуаций ограничивает активность индивида, предъявляет ему требования, зачастую превышающие его способности, моральные и материальные ресурсы [2, p. 19]. Словом, эти ситуации объединяет то, что все они выступают в качестве стрессоров, т. е. факторов, вызывающих стресс. Понятие стресс обозначает комплекс ответных реакций человека при столкновении с ситуацией, подвергающей опасности его благополучие. Эти отклики индивида могут протекать на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Под стрессом иногда понимают также ситуацию высоких требований и ограниченных ресурсов. Последняя трактовка стресса описывает скорее некую чрезвычайную ситуацию, чем ответные реакции человека на неблагоприятные жизненные события. Вернемся, однако, к понятию «жизненные трудности» и дадим определения тем его вариантам, которые употребляются наиболее часто.

    // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 100-111.

    http://www.ecsocman.edu.ru/data/647/774/1231/007_Muzdabaev.pdf
    http://www.avosp.ru/person/2strateg.htm
    http://valery-159.narod.ru/psykhologi/psy/psy_032.htm
  12. +Феноменология надежды[недоступно]

    Осуществляется феноменологический анализ явления надежды. Описываются ее основные характеристики: временная открытость, терпение, активность при ожидании, неприятие капитуляции, вера в реальность и воля. Выявлены виды и объекты надежды. Анализируются мотивационные, креативные, регулятивные и адаптивные ее функции. Рассмотрены определения безнадежности и отчаяния. Проведен сравнительный анализ терминов "надежда" и "оптимизм". Показано значение позитивного взгляда на жизнь. KR надежда, безнадежность, ожидание, возможность, желание, цель, вера, воля, время, терпение, отчаяние, оптимизм и пессимизм.

    // Психол.журнал. - 1999. - Т.20, №3. - С. 18-27

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.si.ras.ru/doc/hope1.pdf
  13. + Экзистенциальная интерпретация заботы о другом человеке (в сборнике)

    Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.

    http://window.edu.ru/window_catalog/files/r67580/document2003.pdf
    http://www.ipras.ru/engine/documents/document2003.pdf