ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Черняева С.А.

Черняева Светлана Анатольевна - психолог, кандидат психологических наук, доцент. С 1993 г. преподает психологию и педагогику в Католической высшей духовной семинарии "Мария - Царица Апостолов", доцент кафедры психологии АППО, ведёт тренинги по проблемам семейной жизни, развитию толерантности, борьбе с профессиональным стрессом, методам арт-терапии и пр. Консультирует и ведёт тренинги в Социальной школе Каритас. Автор ряда трудов по психологии, среди которых особенно известна работа "Психотерапевтические сказки и игры", Консультант Санкт-Петербургского Центра Семьи по проблемам семейной жизни.

Сфера профессиональных интересов: Психология религии, христианская психологическая помощь, сказкотерапия

Публикации
  1. + Влияние христианской религиозности на нравственные представления

    В статье исследуется проблема влияния религиозности человека на развитие нравственных представлений, считающихся правильными и важными в данной религиозной системе. Для этого была разработана методика оценки нравственных представлений, соответствующая христианским нравственным требованиям, и проведено исследование нравственных представлений у групп христиан различных деноминаций, по-разному оценивающих уровень собственной религиозности. Статистическая обработка результатов показала, что христианские нравственные представления сформированы у людей, считающих христианство значимым для себя, а у людей, относящих себя к христианам, но не считающих это значимым, нравственные представления дальше от христианских, чем у группы, отнесших себя к нерелигиозным.

    http://lib.herzen.spb.ru/text/chernyaeva_11_78_199_205.pdf
  2. +К вопросу о принципах христианской психологической помощи.[недоступно]

    Для начала мне хотелось бы сопоставить христианский и гуманистический - один из наиболее распространенных в настоящее время - подходы к психологической помощи. Их объединяют: совместная работа консультируемого и консультанта и совместная ответственность за результат; равенство позиций в диалоге; безусловное принятие другого человека как личности; уважение свободы консультируемого; эмпатияк переживаниям консультируемого; ориентирование преимущественно на сознание. Различия между этими подходами более значимы, чем их сходство. Если говорить собственно о принципах христианской психологической помощи, то, основываясь на доступной литературе и собственной практике и не претендуя на полноту, я назову следующее...

    // Покровские чтения 2000г. Материалы.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2000/txt/chernyaeva.php
    http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=5078
  3. +Нравственные представления и религиозность (Эмпирическое исследование)[недоступно]

    Христианское понимание природы нравственности состоит в том, что источником нравственных ценностей для человека является Бог, который представление о нравственных требованиях вписал в самого человека. Личностной структурой, проявляющей и помогающей осознать эти требования, даже для нерелигиозных людей, является совесть. "…Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" [Библия. Послание к Римлянам 2. 14-15]. В психологии совесть в качестве компонента личности рассматривается в некоторых психологических концепциях чаще всего как результат социальных влияний. Наиболее целостную модель совести представила, на наш взгляд, Е. К. Веселова [Веселова. Е. К. с. 130-155]. Интересную систему развития нравственных ценностей по мере развития религиозности предложил Архимандрит Платон: "Человек ориентирован, во-первых, на свое собственное существование, во-вторых, на нравственные отношения к ближним и, в-третьих, на религиозное поклонение Богу. В основе этих трех аспектов ориентации личности лежат три важнейших нравственных принципа, которыми соответственно являются честь, честность и благочестие…. Честь включает целомудрие и благородство; честность…включает правдивость и искренность; благочестие…включает благоговение и праведность

    // Покровские чтения 2004-2005 гг.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2004-2005/txt/cherniaeva.php
    http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=4771
  4. + Психологическая наука и практика в ХХ столетии (Разум без веры)

    В течение всего своего исторического развития психология была практически неотделима от философии, а также "дружила" с богословием. В конце Х1Х века психология осмыслила себя как самостоятельная научная дисциплина, в психологию проникли принципы позитивизма и, что было особенно революционно, в психологию пришел эксперимент и даже измерения. (До этого психологические гипотезы проверялись методами интроспекции, наблюдения, изучения биографий, а также практикой в смежных дисциплинах - педагогике, медицине). В ХХ веке различные научные направления по-разному формулировали сам предмет психологии - из "науки о душе" психология становилась наукой о сознании, психике и даже поведении. Последствия этого изменения подхода к предмету психологии, ее задачам и методам были многообразны...

    http://www.reshma.nov.ru/psycology/hristianska/ps_xx.htm
  5. + Свобода христианской самореализации личности

    Христианский путь развития личности может быть плодотворно осмыслен в терминах самореализации. В идее самореализации личности имплицитно заложена идея свободы, свободного развития. В статье предпринята попытка взглянуть на человеческую свободу с позиций христианства и представить понятие свободы как необходимое условие христианской самореализации, введя понятие об аутентичных и ложных формах религиозности в связи с личностной свободой.

    // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

    http://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-hristianskoy-samorealizatsii-lichnosti
  6. +Христианский подход к задачам психологии религии[недоступно]

    Первые конференции христиан-психологов, проходившие в Санкт-Петербурге в 90-х годах, достаточно дерзновенно назывались: "Христианство и психология - пути интеграции". В настоящее время, более скромно осознав свою роль, психологи называют то, чем мы занимаемся "христианской психологией". Позволю себе поставить вопросы: существует ли христианская психология и, если существует, то в каких отношениях находится с психологической наукой и практикой в целом? Несмотря на регулярно проводящиеся конференции, интересные материалы, несмотря на то, что из печати выходят книги (в основном - переводные), в которых рассматриваются различные проблемы психологической науки и практики с христианских позиций, создается впечатление изолированности данного направления, которое воспринимается научным сообществом, когда замечается вообще как нечто экзотическое, например, под рубрикой "этнопсихология". Конференции по христианской психологии посещаются практически только верующими психологами. В качестве примера неизвестности и невостребованности христианских психологических концепций хочется отметить, что в психологической энциклопедии "Личность" (Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен, 2001), помимо большинства психологических концепций личности, отведено место для описания взглядов на личность в йоге и индуистской традиции; дзен и буддистской традиции; суфизме и исламской традиции; а также и антропософской традиции, между тем как традиция христианской философии не представлена. (Большинство текстов, связанных с взглядами на личность в религиозных учениях, добавлено российскими издателями.) При этом, разрабатываемые "христианской психологией" направления не представляют психологической науки в целом, а также, на мой взгляд, не все разделы психологической науки требуют осмысления с христианских позиций.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2001-2003/hristian_psychology/txt/cherniaeva_phsihologia_religia.php
    http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=4969
  7. +Цели и ценности христианской психологической помощи[недоступно]

    Любые занятия психологической практикой в рамках какого-либо психологического направления предполагают постановку вопроса об эффективности данного подхода либо в сравнении с эффективностью других подходов, либо в соответствии с внутренними критериями самого подхода, обусловленными, в частности, особенностями клиентов. (Эффективность - в самой простой ее формулировке - это достижение поставленных целей с возможно меньшими затратами и с наибольшей удовлетворенностью, поэтому неизбежно возникает вопрос о целях и ценностях конкретной практической деятельности.) Сравним целевые и ценностные характеристики экзистенциально-гуманистического направления и христианского подхода к психотерапии.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2001-2003/hristian_psychology/index.php