ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Кассирер Э.

Эрнст Кассирер (Ernst Cassirer; 1874 - 1945) - немецкий философ и культуролог, представитель Марбургской школы неокантианства.

Публикации
  1. + Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. (Проблемы человека в западной философии)

    Общепризнанно, что самопознание - высшая цель философского исследования. В любых спорах между различными философскими школами эта цель остается неизменной и неколебимой - есть, значит, у мысли Архимедова точка опоры, устойчивый и неподвижный центр. Даже самые скептические мыслители не отрицали возможность и необходимость самопознания. Скептики сомневались во всех принципах, касающихся природы вещей, но само это сомнение вело лишь к открытию новых и более надежных способов исследования. В истории философии скептицизм часто был всего лишь оборотной стороной принципиального гуманизма. Отрицая и разрушая объективную очевидность внешнего мира, скептик надеется обратить все мысли человека вспять - к его собственному человеческому бытию. Самопознание для него - первая предпосылка самореализации: чтобы обрести подлинную свободу, мы должны попытаться разорвать цепь, связывающую нас с внешним миром. "Важнее всего в мире, - писал Монтень, - умение быть самим собой". Даже такой подход к проблеме, как метод интроспекции, не избавляет от скептических сомнений. Современная философия начинается с провозглашения принципа: очевидность нашего бытия недоступна, недосягаема для нас. Однако успехи психологического познания расшатывают этот картезианский принцип. Общая тенденция современной мысли направлена к прямо противоположному Полюсу. Мало кто из современных психологов принимает и рекомендует явно метод интроспекции: этот метод, как правило, считается очень ненадежным. Существует убеждение, что строго объективная бихевиористская позиция - единственно возможный подход к научной психологии. Однако последовательного и радикального бихевиоризма для этой цели недостаточно: он может предохранить нас от возможных методологических ошибок, но не в состоянии решить все проблемы человеческой психологии. Можно критиковать чисто интроспективную позицию, считая ее недостаточной, но нельзя запретить или просто игнорировать ее. Без интроспекции, без непосредственного знания чувств, эмоций, восприятий, мыслей, ощущений мы вообще не могли бы определить сферу человеческой психологии. Приходится признать, однако, что, следуя этим путем, мы никогда не придем к познанию человеческой природы во всей ее широте. Интроспекция открывает нам лишь малую часть человеческой жизни, которая доступна индивидуальному опыту: она не в состоянии охватить все поле человеческих феноменов.

    // Проблемы человека в западной философии. М., 1988. С.3-30

    http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000180/st000.shtml
    http://anthropology.ru/ru/texts/cassirer/essay.html
  2. + Свобода и необходимость в философии Возрождения (Индивид и космос в философии Возрождения)
    http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/kas/sirer_3.htm