- +-Прощение как терапия культурной травмы[недоступно]
В статье рассматривается терапевтический потенциал прощения в отношении травмирующих исторических событий и деятелей, с именами которых связаны эти события. Теоретической основой возможности такого подхода являются исследования прощения в западной (прежде всего - в американской) психологии и психотерапии, продемонстрировавшие наличие терапевтического эффекта в виде улучшения в целом физического и психического здоровья, уменьшения чувства тревоги, снижения показателей депрессии и гнева, повышения чувства собственного достоинства. Применена концепция культурной травмы (Дж.Александер, П.Штомпка) к анализу российской истории, предложен путь исцеления травм исторического сознания через прощение своих "исторических отцов". Использованы данные исследований в рамках нового направления в психологии - макропсихологии (А.В.Юревич и другие), которые констатировали негативное психологическое состояние российского общества. Одним из факторов душевного нездоровья является внутренняя противоречивость и разорванность исторического сознания современных россиян. Примирение через прощение - вполне цивилизованный путь к обретению национального согласия и душевного мира. Ключевые слова: культурная травма, историческая память, макропсихология, психологическое состояние общества, прощение, примирение, терапия
// Сибирский педагогический журнал Выпуск № 1 / 2014
В настояще время публикация недоступна.- http://cyberleninka.ru/article/n/proschenie-kak-terapiya-kulturnoy-travmy
- +-Становление и развитие психологии прощения в США: краткий обзор[недоступно]
Представлен обзор исследований феномена прощения в современной американской психологии. Рассмотрены работы лидеров этого направления - Роберта Энрайта, Эверетта Уортингтона, Майкла МакКаллоу и некоторых других. Особенностями американского подхода в психологии прощения являются тесная связь с психологией религии, ориентация на практические задачи психотерапии и консультирования, междисциплинарность исследований. За три десятилетия были разработаны теоретическая модель прощения, методика исследования прощения (опросник Энрайта), несколько моделей терапии, образовательные программы обучения прощению для детей и подростков, миротворческие программы примирения в зонах этнических и религиозных конфликтов.
// Психологическая наука и образование psyedu.ru - 2014. Том. 6, № 4
В настояще время публикация недоступна.- http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n4/73581.shtml
- http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2014_4_Pechin.pdf