ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Петровский В.А.

Петровский Вадим Артурович (1950) - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией персонологии развития Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской Академии Образования, профессор кафедры психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор ГУ Высшая школа экономики, ректор Института системного консультирования. Основные направления работы: психология личности, социальная психология, психология развития, математическое моделирование рефлексивных процессов, психологическое консультирование.

Публикации
  1. +Идея свободной причинности в психологии[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.psyho.ru/books/psyhoanalys/book31.htm
  2. + Феномен субъектности в психологии личности

    На основе сопоставления адаптивной и неадаптивной трактовок активности поставлен ранее не поднимавшийся вопрос о самой правомерности понимания человеческого индивида как субъекта возможности интерпретации его как causa sui ("причины себя"). Выдвинуто предположение о существовании активно-неадаптивных действий, в которых человек свободно и вместе с тем ответственно выходит за границы предустановленного. Разработан метод анализа активной неадаптивности человека метод "виртуальной субъектности", реализованный в оригинальных методиках. На основе данного метода очерчен круг явлений активной неадаптивности: "бескорыстный риск", "презумпция существования решения", "выход за границы прогнозируемого" и др., в которых человек объективно полагает себя как субъект. Поставлен вопрос о возможностях и формах существования человека как субъекта активности за пределами его собственной жизнедеятельности. Разработан метод исследования эффектов идеальной представленности человека в других людях метод "отраженной субъектности". С опорой на этот метод установлен класс ранее неизвестных феноменов: возрастание оригинальности мышления в присутствии творческой личности; изменение уровня бескорыстного риска при актуализации образа рискующего человека; возрастание флексибильности учащихся в присутствии "гибких" учителей. Феномены отраженной субъектности не исчерпываются эффектами репродукции. Охарактеризованы парадоксальные формы идеального участия одного человека в жизни другого: изменение порога возникновения зрительных иллюзий в присутствии "значимого другого"; стимуляция слабыми учениками сильных в решении задач на сообразительность; изменение типа и направленности фрустрационного реагирования при актуализации образа другого. Установлены факты несовпадения личностных влияний в общении с ролевыми и, в частности, эфект обезличенного влияния роли ("эффект нейтрино").

    // Автореферат диссертации 1993 год

    http://www.psycheya.ru/lib/avfpetr_ogl.html
См.также
  1. В.А. Петровский. Персональный сайт