ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Кудрявцев В.Т.

Кудрявцев В.Т.

Кудрявцев Владимир Товиевич , доктор психологических наук, профессор. Ученик и соратник выдающегося отечественного мыслителя, психолога и педагога В.В.Давыдова.

Сфера исследовательских и практических интересов: проблемы теории и методологии психологии развития человека, проектирования инновационного образования (дошкольного, школьного, высшего), вопросы психологии творчества, формирования и диагностики творческих способностей. В междисциплинарном ключе разрабатывает проблематику истории и теории детства. Создатель концепции и программы развивающего дошкольного образования, методических материалов к ней (1996-1999), концепции культуросообразного образования (2002). Совмещая исследовательскую деятельность с преподавательской (в качестве профессора ряда московских вузов: Российского государственного гуманитарного университета, Московского городского педагогического университета, Академии повышения квалификации Министерства образования РФ и др.), подготовил и опубликовал программы курсов общей психологии (1995) и психологии развития человека (1996), учебное пособие по психологии развития (1997).

Автор свыше 200 научных и научно-методических работ. Основные монографии и пособия последних лет: "Методолого-теоретические основы системы дошкольного образования" (1996), "Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход" (1997), "Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка" (1997), "Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития" (1997-2000), "Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода" (1999), "Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению" (1999), "Развивающая педагогика оздоровления" (2000), "Творческий потенциал дошкольника: природа и структура" (2002), "Личностный рост ребенка в дошкольном образовании" (2003) и др. Систематически публикуется в центральных научных и научно-практических периодических изданиях (журналы "Вопросы психологии", "Психологический журнал", "Вопросы философии", "Социологические исследования", "Дошкольное воспитание" и др.). Ряд работ переведен на английский, норвежский, финский и др. языки (в частности, статьи в американских журналах "Russian Education and Society", "Journal of Russian and East European Psychology").

Председатель Диссертационного совета в Институте дошкольного образования и семейного воспитания, член Президиума экспертного совета по изданию учебно-методической литературы Министерства образования РФ, Федерального совета по дошкольному образованию при МО РФ, Консультативного совета Международной Ассоциации развивающего образования, редакционных коллегий и советов журналов "Начальная школа +", "Вестник развивающего образования", "Управление дошкольным образованием", "Современное образование" и др. Научный руководитель ряда российских экспериментальных дошкольных учреждений и школ (в частности, "Школы лаборатории "Лосиный остров" № 368" г. Москвы, где впервые выстроена единая система развивающего образования - с дошкольной ступени до старших классов).

В 2001 г. в Москве организован "Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева", целью которого является разработка, апробация, внедрение и распространение перспективных технологий развития и поддержки человеческих способностей в сфере образования, культуры, экономики, политики и др.

Публикации
  1. + Феномен личностного роста в культуре
  2. +Культура одиночества и его продуктивное переживание. Отзыв на докторскую диссертацию И.М.Слободчикова[недоступно]

    Человеческое одиночество многолико. И именно это обстоятельство создало объективную трудность для автора рецензируемого исследования И.М.Слободчикова, которую он - отметим это сразу - сумел успешно преодолеть. Уединение, отчуждение, изоляция - вот понятия близкие понятию одиночества (на них обращает внимание автор в первой главе своей работы), имеющие за собой определенную традицию разработки в психологии и смежных дисциплинах. Они обозначают условия, источники, следствия, проявления одиночества, но не сам по себе этот феномен. Кроме того, содержание этих понятий - весьма неоднородно, включая в себя самые различные, а подчас и полярные модусы человеческого бытия.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://tovievich.ru/book/duh/6490-vtkudryavcev-kultura-odinochestvo-i-ego-produktivnoe-perezhivanie-otzyv-na-doktorskuyu-dissertaciyu-imslobodchikova.html
  3. +Отзыв на диссертацию И.М.Слободчикова "Теоретико- экспериментальное исследование феномена одиночества" личности[недоступно]

    Человеческое одиночество многолико. И именно это обстоятельство создало объективную трудность для автора рецензируемого исследования И.М.Слободчикова, которую он - отметим это сразу - сумел успешно преодолеть. Уединение, отчуждение, изоляция - вот понятия близкие понятию одиночества (на них обращает внимание автор в первой главе своей работы), имеющие за собой определенную традицию разработки в психологии и смежных дисциплинах. Они обозначают условия, источники, следствия, проявления одиночества, но не сам по себе этот феномен. Кроме того, содержание этих понятий - весьма неоднородно, включая в себя самые различные, а подчас и полярные модусы человеческого бытия.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.tovievich.ru/book/3/321/1.htm
  4. +Отзыв на на диссертацию И.М. Слободчикова "Теоретико - экспериментальное исследование феномена одиночества личности (на материале подросткового возраста)"[недоступно]

    Человеческое одиночество многолико. И именно это обстоятельство создало объективную трудность для автора рецензируемого исследования И.М.Слободчикова, которую он - отметим это сразу - сумел успешно преодолеть. Уединение, отчуждение, изоляция - вот понятия близкие понятию одиночества (на них обращает внимание автор в первой главе своей работы), имеющие за собой определенную традицию разработки в психологии и смежных дисциплинах. Они обозначают условия, источники, следствия, проявления одиночества, но не сам по себе этот феномен. Кроме того, содержание этих понятий - весьма неоднородно, включая в себя самые различные, а подчас и полярные модусы человеческого бытия.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.tovievich.ru/book/3/321/1.htm
  5. +Предпосылки личностного роста в образовании[недоступно]

    жидаем закономерный вопрос читателя: почему в книге речь идет именно о "личностном росте", а не о более привычным для нас "развитии личности"? Конечно, первый термин, - заимствованный из западной психологии, - все прочнее входит в лексикон отечественных психологов (его начинают употреблять и педагоги). Но, может быть, дело тогда лишь в стремлении авторов следовать моде? Вероятно, благосклонный читатель был бы готов простить и это стремление (в конце концов, мы же - современные люди), однако, непременно бы призвал к разумной критичности. Ведь и в западной психологии термин "личностный рост" по-прежнему не концептуализирован. Он остается метафорой, в которую вкладывают самое различное содержание (см., например: Дж.Фейдмен, Р.Фрейгер, 1994). К тому же, когда один и тот же термин (личность, personality - типичный случай) исторически сложился и используется в русле "взаимонеконвертируемых" научных языков и тем более в не совпадающих полисемантичных контекстах повседневного словоупотребления (скажем, в немецком языке слова 'Personlichkeit' и 'Personalitat', оба из которых переводятся как "личность", обозначают в чем-то противоположные вещи, соответственно - "персону", т.е. "маску", "роль", внешний "имидж" и "внутреннюю сущность" человека), он может звучать совершенно по-разному. Не говоря уже о том, что слово "рост"" отражает прежде всего биологическую экстенсивность, количественное органическое накопление (физиологи и медики считают рост лишь аспектом целостного морфофизиологического развития). Со всем этим нельзя не согласиться. Тем не менее, основания нашего предпочтения - следующие.

    // Фрагмент книги В.Т.Кудрявцева, Г.К.Уразалиевой, И.Л.Кириллова "Личностный рост ребенка в дошкольном образовании" (М.: ИДОСВ РАО, АНО "Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева". М., 2003)

    В настояще время публикация недоступна.
    http://vtk.interro.ru/book/print/86.htm
  6. + Свобода учиться: К. Роджерс идет навстречу В. В. Давыдову (контуры новой философии образования)

    Раскрывается общность взглядов В. В. Давыдова и К. Роджерса на проблему умения учиться как ключевую в современном образовании. Отмечается, что учение в массовой школе не является формой личностного роста учащихся: ребенок не испытывает интереса к учебным предметам, поскольку не испытывает интереса к себе как к личности, будучи в своих каждодневных учебных свершениях зауряден, обыденен. Обсуждаются источники личностного роста в развивающем образовании. Анализируется позиция педагога в развивающем образовании. Рассматривается понятие "теоретическое отношение к действительности". Показывается, что в системе Эльконина-Давыдова и теоретическом обосновании заложены предпосылки новой философии образования. Подчеркивается, что образование выступает в качестве формы ценностного отношения общества и государства к человеку как к личности, а не только как к "общественно полезному индивиду", и тем самым - в качестве формы личностного общения. Воссоздается логика развития исследовательских приоритетов в концепции В. В. Давыдова. Портал психологических изданий PsyJournals.ru -[Свобода учиться: К. Роджерс идет навстречу В. В. Давыдову (контуры новой философии образования) - ]

    // Психологическая наука и образование - 2010. № 4

    http://psyjournals.ru/psyedu/2010/n4/34097.shtml
  7. + Субъект деятельности в онтогенезе

    Предполагается новое понимание субъекта (ребенка) как «автора» деятельности, включенного в психическую общность с другим человеком (взрослым). Субъект деятельности осуществляет особые действия по развитию («проектированию» и построению) целостной деятельности (субъектные действия) и благодаря этому представляет собой ту психологическую инстанцию, на которой происходит ее самодетерминация. Эти положения иллюстрируются применительно к разным детским возрастам, а также на историко-культурном материале. // Ключевые слова: субъект деятельности, развитие деятельности, психическая общность, экспериментирование, инверсионное действие, субъектное действие, учебная деятельность.

    http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107780496&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
    http://www.library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?subaction=showfull&id=1107780496&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
См.также
  1. Кудрявцев В.Т. Персональная страница