ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Овсянников А.А.

Овсянников Анатолий Александрович - доктор экономических наук, профессор кафедры социологии Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО-Университет МИД РФ)

В период с 1987 года по 1991 год работал главным социологом Гособразования СССР, научным руководителем программы «Общественное мнение». В рамках этой программы была создана первая в СССР система социологического обеспечения принятия управленческих решений по реформированию системы образования страны. Архив программы составляют репрезентативные социологические исследования социальной обстановки в системе образования страны с 1987 по 1991 годы. Автор более 250 научных публикаций, в том числе 10 монографий. В их числе «Типология потребительского поведения», «Население и глобализация», «Экономические и социальные стратегии средних классов России», «Природа и люди России», «Социология катастрофы», «Образование в России и образование России». Выполнил более 200 исследовательских прикладных социологических и маркетинговых проектов.

Публикации
  1. + Новое поколение: долгая дорога в поисках новых идеалов и смыслов жизни

    Статья основана на сравнительном анализе результатов двух социологических ис- следований студенчества, осуществлённых в 1991 г. в СССР и в 2013 г. в Армении, Белоруссии, России и на Украине. В обоих исследованиях были получены одинаковые пары типологиче- ских групп студентов, отличающихся по своим социальным установкам. Отличия этих пар заключаются в социальном самочувствии, восприятии ближайшего социального окружения, семейным ценностям и семейным традициям, карьерного и профессионального роста, специфике социальных установок молодёжи. Рассмотрены характеристики и основания оптимизма, романтизма и пессимизма студентов, их отношение к семье и родственникам, прежде всего к родителям. Описаны разные установки по поводу функций и роли родителей в жизни молодёжи, определены политические, религиозные и другие тренды в смысложиз- ненных основаниях молодёжи. Выявление авторитетных лиц для различных групп молодёжи позволило увидеть изменения важнейших социально-психологических установок студенчества разных поколений. Существенным моментом является анализ изменений в профессиональ- ных предпочтениях и установках по поводу базовых характеристик будущей работы. Анализ основных источников чувства стыда, страха, протеста молодёжи в сочетании с их оценкой характеристик жизненного успеха позволил увидеть структуру основных социальных ценно- стей молодых людей. Ключевые слова: пессимизм, романтизм, распад СССР, семейные ценности, социальное самочувствие, молодёжь, социальная замкнутость, социальное благополучие, социальное отчуждение

    http://jour.isras.ru/upload/journals/4/articles/3113/submission/original/3113-5752-1-SM.pdf