ENG
         

Баева Людмила Владимировна Астраханский государственный университет (АГУ)

Баева Людмила Владимировна - декан факультета социальных коммуникаций Астраханского государственного университета, доктор философских наук, доцент, ученый секретарь регионального отделения Философского общества.

Научные интересы: философская антропология, аксиология, философия истории, экзистенциальная традиция, этика творчества.
Л.В. Баева автор более 70 научных публикаций, в том числе 2 монографии, 2 учебных пособия.
Публикации
  1. + Аксиологический анализ феномена жизни

    Своеобразие современной постановки философской проблемы жизни связано как с осознанием ее хрупкости и беззащитности перед реалиями меняющегося мира, порождающего новые войны и экологические трагедии, так и с пониманием возможности ее многократного возвеличения и совершенствования посредством развития науки и биотехнологии. Однако статус жизни в моральном и правовом аспектах во многом остается неопределенным, что и вызывает бесчисленные споры и дискуссии о правомерности и допустимости тех или иных научных проектов, связанных со здоровьем и самим существованием человека. Кризис безоценочной науки, стремящейся к открытию объективной истины о природе вещей и явлений, наиболее остро обнаружился с середины XX века, когда результаты фундаментальных исследований в области физики, химии, генетики, кибернетики привели к открытиям, способным уничтожить цивилизацию и жизнь на планете. Дальнейшая эволюция знаний должна быть, вероятно, связана не только со стремлением внести разумное начало в природу, но и с привнесением нравственного основания в саму науку. В этой связи перед исследователями возникают проблемы ценностного анализа не только социальных, но и гносеологических процессов, а также пристального изучения ценностей индивидуального и общественного бытия как ориентиров жизнедеятельности цивилизации.

    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Axiolog_analiz.pdf
    http://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-aspekt-fenomena-zhizni.pdf
  2. + Аксиология неклассической и постнеклассической эпохи

    История аксиологии как самостоятельной области философии начинается в период кризиса классической традиции. Возникновение аксиологии оказалось сферой противостояния, диалога, трансформации ценностей классической и неклассической эпохи, что было продолжено во второй половине XX века уже в условиях постнеклассики. Нашей задачей является рассмотрение и анализ различных подходов к понимаю ценности в переходный период, в условиях неклассического и постнеклассического мышления.

    // статья для интернет-конференции «Онтология и постнеклассическая наука»

    http://astresearch.narod.ru/conference_baeva.htm
  3. + Гармония как экзистенциальная ценность

    // Астраполис: Астраханские политические исследования. - 2004. - № 3 (6).

    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Bayeva_garmoniya.pdf
  4. + Генеалогия ценности

    Выявление природы или генеалогия ценностей справедливо считается одной из сложнейших аксиологических проблем. Суть исследования состоит в раскрытии комплексной природы ценности и ценностных ориентиров, включающей в себя три основные сферы, формирующие мировоззренческий потенциал человека и общества: материальное бытие, сфера неосознанного и сфера осознанного.

    // Полигнозис. № 2, 2004.

    http://astresearch.narod.ru/baeva_2.html
  5. + Духовность личности с позиции экзистенциальной аксиологии

    Экзистенциальная аксиология - область знания, исследующая проблемы взаимодействия индивидуального и личностного и социального, смысло-значимого и наличного, духовного и природного с позиции отнесения к ценности. Ценность экзистенциальном аспекте выступает неким вектором, отражающим направление тех изменений в социальном бытии, которые не относятся к разряду объективных, спонтанных, естественно-природных. Там, где мы имеем дело с направленным саморазвитием, самоусложнением, с попытками внесения разумного или нравственного начала в природное бытие, неизбежно обращение к ценностям - смысло-значимым целям развития. Моделирование реальности в сознании, ее практическое изменение и дополнение с позиции должного выступает сферой подлинной свободы индивида, который оказывается способным выйти за рамки собственной природно-социальной программы. С позиции этой теории феномен духовности есть реализация этой возможности и осуществление позитивного воздействия на окружающую реальность.

    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Dukhovnost_lichnosty.pdf
    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Dukhovnost_lichnosty.pdf
  6. + Знание как ценность личности: компаративный анализ

    // Труды научного семинара "Философия - образование - общество". - М. : Изд-во Научно-технической ассоциации "Актуальные проблемы фундаментальных наук", 2004. - (Сер. Профессионал). - Т. 1.

    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Znaniye_kak_tzennost(1).pdf
  7. + Источники становления ценности//Полигнозис, 2(26), 2004

    Исследование структурных уровней мировоззрения связывается с обращением к двум ключевым направлениям: области производства знаний и области творчества ценностей. В отечественной философии ХХ века развитие этих направлений оказалось не равномерным. Если сфера формирования знаний как результатов познания, стремящихся к универсальности и объективности, являлась приоритетной и привлекала к себе большое число исследователей, то область производства ценностей, неизбежно связанная с высокой степенью субъективизма и идеализма, оказывалась на периферии научного внимания. В результате этого в гносеологии, философской антропологии и социальной философии обнаружились значительные пробелы в вопросах, связанных с процессами влияния ценностей на бытие и познание. По нашему мнению, восполнением этих "пустот" призваны стать исследования в области теории ценностей, позволяющие не только понять универсальность и единство общественного сознания, но и осмыслить его многоаспектность и многовариантность.

    // Полигнозис, 2(26), 2004

    http://www.polygnozis.ru/default.asp?num=6&num2=79
    http://www.polygnozis.ru/default.asp?num=6&num2=79
  8. + К вопросу о сущности христианских ценностей в контексте философского анализа

    Исследование религиозных христианских ценностей органично связано с развитием аксиологии. Предмет данного исследования - религиозные ценности в системе философского анализа. Цель данного исследования состоит в выявлении сущности религиозных христианских ценностей и составлении их общей классификации. Религиозные христианские ценности являются важными составляющими в системе общественных отношений и культуре. Понимание их сущности и классификации с позиции аксиологии важно для осмысления их влияния на явления культуры и общественной жизни. В статье представлен генезис представлений о религиозных ценностях в аксиологии, предложено понятие и составлена классификация религиозных ценностей. Ключевые слова: абсолютные ценности, религиозные ценности, христианские ценности, ценность, этика и аксиология христианства.

    http://baevaludmila.ru/articles/k-voprosu-o-sushhnosti-hri-stianskih-tsen.html
  9. + Концепция пустоты и ее аксиологический смысл

    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Kontzepziya_pustoty.pdf

    // Четвертые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока: Материалы научной конференции. С.-Петербург, 7-10 февраля 2007 г

    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Kontzepziya_pustoty.pdf
  10. + Мир ценностей: от модернизма к "Generation-X"

    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Generation-X.pdf

    // Человек в современных философских концепциях : материалы Четвёртой Международной конференции (г. Волгоград, 28-31 мая 2007 г.) : в 4 т. - Волгоград : ВолГУ, 2007. - Т. 3. - С. 411-415.

    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Generation-X.pdf
  11. + Проблема сохранения культуры в условиях ценностного плюрализма

    // материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 12-13 апреля 2010 г.). - Астрахань : Издательский дом "Астраханский университет", 2010. - С. 374-377.

    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Problema_sokhran_kultury.pdf
  12. + Религиозные ценности: неклассический подход

    Религиозные ценности: неклассический подход [Текст] / Л. В. Баева // Гуманитарные исследования. - Астрахань : Астраханский государственный университет, 2005. - № 4.

    // Гуманитарные исследования. - Астрахань : Астраханский государственный университет, 2005. - № 4.

    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Relig_tzennosty.pdf
  13. + Свобода или спасение: религиозно-философские искания
    http://anthropology.ru/ru/text/baeva-lv/svoboda-ili-spasenie-religiozno-filosofskie-iskaniya
  14. + Феномен ценностей: экзистенциальный подход

    // Ценности интеллигибельного мира : материалы Международной конференции. - Магнитогорск, 2005.

    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Fenomen_tzennostey.pdf
  15. + Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории
    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Tzennosti_izmen_mira.pdf
  16. + Ценности как экзистенциальный выбор

    Статья посвящена обоснованию предлагаемого автором направления - экзистенциальной аксиологии, сущность которого связана с пониманием ценности как Ответа личности на ключевые экзистенциальные проблемы: смерти, одиночества, абсурдности, объективации. Рассматриваются взаимосвязи ценности и смысла, ценности и информации, ценности и оценивания. Ключевые слова: экзистенциальная аксиология, ценности, экзистенция, информация.

    http://asu.edu.ru/images/File/cennosti.doc
  17. + Ценности мира "продвинутых пользователей"
    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Bayeva_tzennosti_prodv.pdf
  18. + Ценности молодежи "эпохи перемен": взгляд из России
    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Bayeva_tzennosti_Rossiya.pdf
  19. + Ценностные основания Бытия
    http://vestnik.osu.ru/2003_5/2.pdf
  20. + Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии (Монография)

    В монографии исследуется теоретическое и мировоззренческое содержание ценностей, обсуждаются проблемы структуры, субъектов, классификации, природы ценностей, а также анализируются ценностные приоритеты личности с позиции экзистенциального подхода. Работа обращена, прежде всего, к специалистам в области гуманитарного знания, а также ко всем читателям, интересующимся философией.

    // Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: Монография. М.: Прометей. МПГУ, 2003.

    http://astresearch.narod.ru/baeva_9.htm
  21. + Экзистенциальная аксиология

    Исследование сущности и роли ценностей по праву является важнейшей задачей современного философского знания в связи с возрастанием роли субъективного (антропного) фактора в развитии природы и общества. Ценностное основание деятельности субъекта становится не только сферой его индивидуального бытия, но и потенциальным фактором, позволяющим осмыслить направленность хода общественной истории в целом. Это подводит современных исследователей к необходимости изучения ценностей существования личности и общества не только в традиционном контексте этико-эстетической сферы, но, прежде всего, как ведущего онтологического и эссенциального фактора. В связи с этим формируется концепция экзистенциальной аксиологии как области знания, исследующей проблемы взаимодействия индивидуального и онтологического, личностного и социального, смыслозначимого и наличного, духовного и природного с позиции «отнесения к ценности».

    // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия № 2 (2006)

    http://astresearch.narod.ru/baeva_1.html
    http://existradi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=179:2009-08-03-21-39-18&catid=45:-8&Itemid=59
  22. + Экзистенциально-аксиологические основания формирования молодёжных субкультур

    // Молодёжные субкультуры в современном мире : материалы студенческой интернет-конференции (ЮРГИ, Ростов-на-Дону)

    http://asu.edu.ru/images/File/Publikatzii/Exist.pdf
  23. +Экзистенциальные основания религиозности[недоступно]

    // ИЗВЕСТИЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Выпуск№ 2 / 2006 Коды

    В настояще время публикация недоступна.
    http://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnye-osnovaniya-religioznosti