- +-Социально-психологических особенностей ценностей современных подростков[недоступно]
Проблема становления ценностей в подростковом возрасте является предметом внимания многих ученых, поскольку подростковый этап онтогенеза отличается высокой интенсивностью процессов социализации-индивидуализации, обусловленных развитием самосознания, с формированием ценностных ориентации как фундаментального психологического новообразования, детерминирующего образование и развитие наиболее значимых личностных структур подростков. Особое положение подросткового периода отражено в таких его названиях, как "переходный" и "критический": качественные изменения в самосознании личности подростков, физиологический сдвиг, противоречивость эмоционально-волевой сферы нередко обуславливают у подростков импульсивность, тревожность, неустойчивые представления о себе и окружающих, трудности самоопределения (Л.С. Выготский, 1984; Л.И. Божович, 1968; И.С. Кон 1984, 1989, 1994; А.И. Подольский, 2004; К.Н. Поливанова, 2000; Г.А. Цукерман, 1994,1995; Д.И. Фельдштейн, 1988, 1989, 1994, 2002; Б.Д. Эльконин, 1989, 2008; С.Г. Якобсон, 1969 и др.). Исследователи отмечают, что современная социальная ситуация усиливает противоречия, свойственные подростковому возрасту, характеризуется с одной стороны, противоречивостью и размытостью культурных и социальных ценностей и норм, с другой - их многообразием, что отражается на формировании ценностных ориентаций подростков. Ценности современного подростка формируются, согласно Е.П. Белинской, в ситуации социальной нестабильности и ценностно-нормативной неопределенности, когда серьезно нарушены характерные для стабильного общества механизмы передачи ценностей от старшего поколения младшему (Е.П. Белинская, 1997; 2000; О.А. Тихомандрицкая, 1999; В.Т. Кудрявцев, 2001; В.В. Гаврилюк, 2002; В.С. Магун, 4 2008; В.С. Собкин, 1995, 2011; А.И. Подольский, О.А. 2004; Тихомандрицкая, 1999; Д.И. Фельдштейн, 1999, 2002, 2005 и др.). Ценности, как многозначное междисциплинарное научное понятие, интерпретируются с точки зрения различных подходов в философском, культурологическом, этнопсихологическом, педагогическом, социально- психологическом и общепсихологическом аспектах. В философии имеет место достаточно широкое осмысление категории ценность от понимания ценности как синонима значимости (В.А. Василенко, 1997; О.Г. Дробницкий, 1974,2002 и др.), потребности, интереса (Дж. Дьюи, 2002, 2003 и др.) до трактовки ценности как объективного феномена, принадлежащего идеальному бытию, трансцендентному миру (М. Шелер,1999, 2006; Н. Гартман, 2002 и др.).
// Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Москва - 2013
В настояще время публикация недоступна.- http://www.psy.msu.ru/science/autoref/burelomova/burelomova_diss.pdf