ENG
         

Беккер Оскар (1889 - 1964) - немецкий философ, философ, логик, математик, историк; с 1931 профессор в Бонне; представитель феноменологического метода, внес вклад в философию экзистенциализма своей постановкой вопроса о "параэкзистенции" в сфере внечеловеческого. Беккер был помощником Гуссерля, позже официальным редактор Ежегодника феноменологических исследований.

Публикации
  1. + Пара-экзистенция. Человеческое пребывание (DASEIN) И пресутствие (DAWESEN)

    Публикуемый материал представляет собой перевод одной из программных статей Оскара Беккера, в которой в концентрированном виде можно найти основные положения его собственной философии. Перевод сопровожден кратким научным комментарием. Беккер считает, что метафизика не может ограничиваться только онтологией, но должна также включать в себя и паронтологию - учение о сущности и присутствии вещей. Согласно философу, принципом паронтологии - в противоположность онтологической дифференции как принципу онтологии - выступает паронтологическая индифференция. Она заключается в совпадении сущности и существующего. Исходя из этого принципа, Беккер утверждает, что человек существует не только как экзистенция, но и как параэкзистенция. К параэкзистенциальной сфере человеческого бытия он относит, во-первых, бессознательное в человеке (доисторическое), а во-вторых - сферу "абсолютного духа" (надысторическое) - математику, чистое искусство, универсальную мораль и пр. В связи с этим Беккер дает подробный феноменологический анализ различия исторического и внеисторического бытия. Последнее, с его точки зрения, характеризуется ориентацией на начало, повторением, ритмом, порядком, беспроблемностью. Философ также разъясняет конкретное отношение проблем параэкзистенции к экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера. Он убежден, что параэкзистенциальная сторона существования человека не может быть описана "на пути редуктивной привации из онтологии пребывания", как полагал создатель экзистенциальной аналитики. Беккер также аргументированно критикует Хайдеггера, который относит природу к только граничному случаю бытия возможного внутримирного сущего, за редукцию. Природа, по Беккеру, может быть рассмотрена как космос, который не следует трактовать как результат "размирщения" мира в хайдеггеровском смысле. В итоге, Беккер - в противовес хайдеггеровскому понятию смерти - реабилитирует понятие рождения, а также понятие полиса. Свои рассуждения автор статьи завершает введением термина паратрансценденция ("ино-ничто"), под которым понимается весь универсум, а также реабилитацией паронтологического роли эйдетического, в котором сущность и существование совпадают. В научном комментарии к переводу акцентируются основные тезисы беккеровской статьи, а также обсуждаются варианты перевода таких терминов Беккера, как Dasein, Dawesen и Getragenheit, предложенные переводчиком, - в том числе и в сравнении с вариантами их перевода, которые ранее были использованы другими переводчиками. Ключевые слова Пресутствие, пребывание, параэкзистенция, экзистенция, паронтология, паронтологическая индифференция, бессознательное, сверхсознательное, космос, сущность, существование.

    // HORIZON. Феноменологические исследования. Том 3, №2 (2014), 118-139

    http://horizon.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=448&Itemid=152&lang=ru