ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Прокопьева М.Ю.

Прокопьева Марина Юрьевна - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии, доцент социологии и социальной работы Курганского государственного университета

Публикации
  1. +Бесовщина как социокультурный и экзистенциальный феномен[недоступно]

    Актуальность темы исследования обусловлена рядом социокультурных причин. Прежде всего, огромными по масштабам проявлениями человеческой деструктивности в ХХ в.: мировые войны, ведущиеся с крайней жестокостью по отношению к мирному населению; создание тоталитарных режимов, осуществляющих массовые репрессии внутри своих стран и стремящихся к мировому господству; международный терроризм, использующий физическое насилие против масс людей и угрозу насилием, что ведет к дезорганизации общественной жизни; различные формы экстремизма, которому присущи насаждение образов врага в обществе и приверженность к нетерпимости, крайним взглядам и действиям. Все это свидетельствует о том, что в мире стала доминировать тенденция разрушительных сил человеческого духа, которые не может сдержать культура. Люди утратили веру в ее спасительность, ибо она развивается односторонне, с акцентом на развлечения и досуговые удовольствия человека, избегая серьезных социальных и психологических тем. В результате в общественном сознании укрепляется бездуховность, культ прагматических потребностей и ценностей, релятивистская мораль, антагонизм цивилизационных ценностей. Обращение к теме человеческой деструктивности связано и с тем, что бесовщина как ее феномен не имеет философского статуса, не исследованы ее причины, формы, проявления, следствия, онтологические и аксиологические смыслы. Монополия на ее рассмотрение принадлежит религиоведению, этике, политологии, социологии. Не разработан категориальный аппарат ее анализа, не выделены основные проблемы. Немаловажное значение для выбора данной темы имеет необходимость рассмотрения того периода российской истории (последняя треть XIX - начало ХХ вв.), который представляет генезис бесовщины. Он чрезвычайно мало изучен в философии, хотя именно в этот период обнаружились глубокие противоречия в российском обществе: раскол власти и народа, раскол интеллигенции - наряду с либеральной и "веховской" появляется революционная интеллигенция - и раскол общественного сознания, столкновение в нем противоположных представлений о будущем России и стратегий поведения интеллигенции в историческом развитии России. В ментальности революционной интеллигенции укрепляются идеи и психологические установки нигилизма, радикализма, мессианизма в форме создания фетишизированных идеалов революции и конструирования утопических представлений о новом обществе справедливости и равенства. Весь этот клубок общественных противоречий, не имея возможности выхода в легальные формы протеста, разрешается путем создания революционных подпольных организаций и проведения террористических актов, подготовки и осуществления революций. Вся эта трагическая история России получила оценку лишь в работах русских философов Серебряного века и только сегодня начинает осмысляться современной отечественной философией.

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Омск 2012

    В настояще время публикация недоступна.
    http://vak2.ed.gov.ru/idcUploadAutoref/renderFile/73779