- +-Культурно-историческая и клинико-психологическая перспектива исследования феноменов субъективной неопределенности[недоступно]
В статье анализируются некоторые социокультурные предпосылки и личностные предиспозиции, обусловливающие современное многообразие проявлений феноменов субъективной неопределенности и двойственности. Подчеркивается, что для создания "реальной клинической психологии" (термин А.Р. Лурия) необходимо прослеживание связи между ресурсными и психопатологическими аспектами феноменов субъективной неопределенности и современной культурной средой с ее деструктивными идеалами, мифологемами, манипулятивными медиатехнологиями и все пронизывающей идеей деконструкции. Сравниваются способы моделирования переживания неопределенности в экспериментальной ситуации, патопсихологическом обследовании и проективной психодиагностике. Приводится аргументация в пользу трактовки дефицитарных проявлений субъективной неопределенности как диагностического критерия глубины личностного расстройства. Ключевые слова: феномены субъективной неопределенности, социокультурные, личностные и клинические предпосылки, экспериментальное моделирование, индивидуально-стилистические особенности ее трансформации, проективная парадигма, пограничная личностная организации и психопатология.
// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2012. - № 2. - С. 37-48.
В настояще время публикация недоступна.- http://istina.msu.ru/media/publications/articles/53c/d5b/509078/Neopr-t___VMU_Ser_14____2_2012___Sokolova._pdf.pdf
- +-Утрата Я: клиника или новая культурная норма?[недоступно]
В условиях "неопределенности" постиндустриального общества, социальных травм и глобальных социальных преобразований нашего времени нарциссическая "часть" современной российской идентичности энергетически заряжена амбициозностью, перфекционизмом, грандиозностью, отвергает преемствен ность традиций, ограничения, общепринятые нормы и многие моральные табу, эгоцентрична, не обременена чувством долга и ответственности, предпочитает "позитив" и ценит самовыражение, воспринимает перемены исключительно как развлечения. Диффузные же "части" самоидентичности мотивационно истощены, пассивны, враждебнонедоброжелательны, депрессивны, лишены ресурсно го потенциала развития и "связаны" поверхностно понимаемыми патриархально-традиционалистскими установками и патернализмом; изменений страшатся и избегают; зависимы от сильной власти и "обожествляют" ее, предпочитают "цепляться" за наличную ситуацию, несмотря на общую неудовлетворенность усло виями и качеством жизни. Очевидно также, что содержание российской ментальности "отстает" от динамично происходящих социальных изменений и постоянно "регрессирует": для него все еще актуальна задача сохранения неизменности (или даже возврат к прошлой) социокультурной идентичности и защита от негативно оцениваемой, недружелюбной и агрессивно вторгающейся цивилизации западного типа. Проблема же развития "мобильных" аспектов идентификаций, отвечающих стремительно меняющимся условиям существования российского общества в глобальном мире, отодвигается на периферию. Предлагается клиническая интерпретация сегодняшнего состояния российского общественного сознания, целостность которого "дефицитарна", "расщеплена", "фрагменты" вовлечены во взаимную вражду; сотрудничество и солидарность отсутствуют.
// Эпистемология и философия науки. - 2014. - Т. 41, № 3. - С. 190-210
В настояще время публикация недоступна.- http://istina.msu.ru/media/publications/article/a09/b04/6860104/95871560_-Utrata_Ya__epistemologiya.pdf
- +-Шок от столкновения с социокультурной неопределенностью: клинический взгляд[недоступно]
Анализируются некоторые социокультурные предпосылки и личностные предиспозиции, обусловливающие современное многообразие проявлений феноменов субъективной неопределенности и двойственности, связь между ресурсными и психопатологическими аспектами отношения к неопределенности, специфика современной культурной среды с ее деструктивными идеалами, мифологемами, манипулятивными политическими и медиатехнологиями и все пронизывающей идеей деконструкции. Сравниваются способы экспериментального моделирования переживания неопределенности, стилистические и клинические вариации отношения к неопределенности. Исходя из специфики проецируемого содержания тревоги, способов психологической защиты и состояния самоидентичности, выделяются пять типичных способов переживания социальной и культурной неопределенности, с диагностической точки зрения, характеризующие баланс между субъективной дезинтегрированностью (глубиной личностного расстройства) и ресурсными возможностями личности. Подчеркивается необходимость междисциплинарного изучения процесса социального становления и распада самоидентичности в условиях социокультурной неопределенности как единства отношений Я-Другой методологическим инструментарием смежных наук - социальной эпистомологии, клинической и социальной психологии. Ключевые слова: феномены субъективной неопределенности, социокультурные, личностные и клинические предпосылки, экспериментальное моделирование, индивидуально-стилистические и психопатологические особенности отношения к неопределенности, проективная парадигма, пограничная личностная организация, психопатология
// Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 5
В настояще время публикация недоступна.- http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1113-sokolova40.html