ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Чеснокова Л.В.

Чеснокова Леся Владимировна - кандидат психологических наук, бизнес-тренер, руководимтель консалтингового центра CONSTANTAppg (Воронеж)

Публикации
  1. +Концепт метафизического страха (Angst) в немецкой философии[недоступно]

    Тема страха является "культовой" для европейской культуры и основополагающей для немецкой культуры. Angst (метафизический страх) - центральный концепт немецкой лингвокультуры, содержание которого сформулировано носителями языка и отражает специфику немецкой картины мира. Страх (Angst) лежит в основе прочих ключевых слов немецкой культуры. По словам А. Вежбицкой, этот концепт очень приблизительно соответствует словам со значением "страх" в других языках, "поскольку в концепте "Angst" содержится нечто от состояния депрессии, тревоги, неприкрытости, незащищенности, неуверенности" . Как отмечает М. Шрайбер, "хотя немцы и думают, что их страхи соответствуют боязни всего окружающего мира, кажется, что весь остальной мир полагает, что немецкий страх (Angst) - это особенно сильное чувство, которое отдает глубиной (Tiefe), смертью (Tod) и бездной (Abgrund). Вот почему англосаксы заимствуют этот термин, даже не переводя его на английский язык" . Словосочетание "german angst" стало устойчивым выражением во многих языках.

    // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 160-165.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.moluch.ru/archive/43/5248/
  2. +Концепт метафизического страха как отражение экзистенциальной бездомности в немецкой философии культуры[недоступно]

    Статья рассматривает один из важнейших концептов немецкой культуры: концепт метафизического страха (Angst). Особое внимание уделяется интерпретации этого концепта в экзистенциальной философии. Отмечается связь этого концепта с ощущением экзистенциальной бездомности. Делается вывод об амбивалентности страха, который, с одной стороны, причиняет человеку страдание, но в то же время открывает подлинное бытие, сопровождает духовное становление Ключевые слова: экзистенциальный страх, концепт, хаос, экзистенциальная бездомность, немецкая культура

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=191
  3. +Метафизический страх и тоска в немецкой и русской культурах[недоступно]

    Актуальность темы исследования обусловливается особенностями развития современного гуманитарного знания, которому присущ интерес к междисциплинарным исследованиям. Термин "концепт" - один из наиболее распространенных и актуальных на данный момент в гуманитарных науках. В последнее время он начинает активно использоваться и в философии, так как позволяет по-новому проанализировать некоторые аспекты культуры как воплощения смыслов. Изучение культурных концептов связано с рефлексией по поводу национальной и культурной идентичности, установлением всеобщего и особенного в разных типах культуры. Современная международная ситуация, характеризующаяся многочисленными конфликтами, диктует необходимость лучшего понимания друг друга в процессе диалога. Отсутствие знаний об основных смыслах и ценностях партнера по диалогу неизбежно ведет к затруднениям в общении. Познание другой культуры невозможно без изучения основных концептов данного народа, включающих в себя его историю, символы и мифы. В настоящее время важно указать не только на черты различия культур, но и на черты сходства, на то, что способно объединить разные народы. Это возможно в перспективе философского рассмотрения, дающего общее метафизическое основание обеих культур, существующее несмотря на языковые различия и несходство культурно-исторического опыта. Кроме того, изучение концептов иной культуры путем сопоставления с концептами своей собственной помогает лучше осознать особенности собственной культуры, ее неповторимую специфику. Проблема страха и тоски издавна вызывает интерес у представителей различных гуманитарных наук: философии, культурологии, психологии, лингвистики, восходя к попытке осмысления человеком собственной конечности и смертности. Тема страха является "культовой" для европейской культуры и основополагающей для немецкой культуры. Тоска же принадлежит к числу наиболее характерных культурных тем России, с чем согласны многие отечественные и зарубежные исследователи. Вместе с тем, по нашим данным, пока не проводилось комплексного анализа метафизического страха и тоски в рамках философии культуры как основополагающих феноменов соответственно немецкой и русской культур, несущих в себе особенности менталитета и культурно-исторического опыта народа. С этой точки зрения попытка сравнения этих концептов представляет особый интерес

    // АВТОРЕФЕРАТhttp://hpsy.ru/admin/all#/admin/link/update диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Омск - 2016

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.omgpu.ru/sites/default/files/avtoref_chesnokova.pdf
  4. +Тоска как национальный концепт русской культуры[недоступно]

    Автор рассматривает один из важнейших концептов русской культуры: концепт тоски. Особое внимание уделяется этимологии этого концепта и его интерпретации в экзистенциальной философии. Приводятся основные характеристики тоски с точки зрения экзистенциализма: неопределенность, беспричинность, связь со временем и Ничто. Делается различие между тоской и скукой. Указывается на коренящуюся в этом концепте потенциальную духовную опасность, понимаемую в православном учении как "грех уныния". Ключевые слова и фразы: концепт культуры; тоска; экзистенциальный страх; скука; экзистенция; Ничто. Леся Владимировна

    // Тамбов: Грамота, 2012. № 9 (23): в 2-х ч. Ч. I. C. 195-200. ISSN 1997-292X.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2012_9-1_51.pdf
  5. +Феномен жуткого: опыт философской рефлексии Фрейда и Хайдеггера[недоступно]

    В статье рассматривается феномен жуткого в психоанализе (Фрейд) и экзистенциализме (Хайдеггер). В культуре важнейшую роль играет родной дом как пространство, маркирующее границы своего и чужого миров. Наибольший страх вызывает размывание данных границ. С этим связан феномен жуткого в психоанализе как изначально своего, но в результате вытеснения ставшего чужим и опасным. Данная тема получила продолжение в экзистенциализме, где человек понимается как существо, выброшенное в безразличный к нему мир, в котором лишь в бездомности экзистенциального страха он приходит к самому себе. Ключевые слова и фразы: жуткое / das Unheimliche, родной дом / Heim, экзистенциальная бездомность, экзистенциальный страх / Angst, тайный / heimlich, немецкая культура, экзистенциализм, психоанализ, uncanny / das Unheimliche, home / Heim, existential homelessness, existential fear / Angst, secret / heimlich, German culture, existentialism, psychoanalysis.

    // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2016. № 4. Ч. 1. С. 214-218. ISSN 1997-292X.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.gramota.net/materials/3/2016/4-1/58.html