ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Фатенков А.Н.

Фатенков Алексей Николаевич -доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философской антропологии, факультет социальных наук. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Область научных интересов: онтология, философия культуры и языка, философская антропология. Фатенков А.Н. - член 2-х докторских диссертационных советов; член Российского философского общества, руководитель городского философского семинара.

Публикации
  1. + Жизненный проект человека в экзистенциализме

    В русле экзистенциальной философии небеспристрастно рассматривается фигура А. Камю, осмысливаются его идеи, эскизно вырисовывается отклик на них. В фокусе внимания оказываются важнейшие экзистенциальные проблемы: земного и человеческого, жизни и смерти, постороннего и непостороннего. В сопряжении с ними - тяга к бунту, превратности любви, величие неизбежного. Концептуальная линия А. Камю соотносится с французской интеллектуальной традицией, с линией Ж.-П. Сартра по преимуществу, и со смысловыми вехами отечественной культуры. Продумывается методология жанра "в соразмышлении с…". В ней важная роль отводится диалектическому мотиву и эмоциональному настрою. Отвергается рефлексия, понятая как взгляд "со стороны". Утверждается, что герменевтика расширяет границы рефлексии, но не преодолевает их, а понимающее мышление, будучи лишь сегментом понимания как такового, стремится выйти за рамки чистой интелли- гибельности. Автором подчёркивается значимость природной компоненты в экзистенциальной связке "природа - культура" и опрометчивость позиции, сводящей индивидуальное к атомарному. Ключевые слова: философия, А. Камю, симпатия, земное, человеческое, посторонний, непосторонний, бунт, любовь, неизбежное

    // Философская антропология 2015. Т. 1. № 1. С. 118-134 УДК 141.32

    http://iphras.ru/uplfile/root/biblio/phan/PhAn_RUS.pdf
  2. + Небессмысленность абсурда и ограниченность строгой мысли

    В статье эскизно представлена онтогносеологическая концепция, основу которой составляют тезисы о том, что мир изначально полон смысла, а абсурд появляется в мире вместе с появлением человека; абсурд есть не бессмыслица, а странное сочетание смыслов, и ценность абсурда не только отрицательна, но и положительна: никакая мысль, даже самая строгая, не обходится без вкраплений абсурда. Утверждается, что сугубо рациональными средствами, в рамках преимущественно познавательного отношения к миру от абсурда не избавиться.

    // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки scholar Выпуск № 1 / том 156 / 2014 Коды

    http://cyberleninka.ru/article/n/nebessmyslennost-absurda-i-ogranichennost-strogoy-mysli
    http://old.kpfu.ru/uz_en/bin_files3/156_1_gum_18.pdf
  3. + Негативная диалектика: соблазн неидентичности

    Выделяются и специфицируются три версии диалектики: классическая, положительная неклассическая (экзистенциальная), негативная. Критериями их разделения являются: 1) неодинаковое разрешение в их рамках вопроса о соотношении единого и иного, 2) вариативная расстановка приоритетов между тождеством (равенством) и нетождеством (неравенством, различием). Они по-разному соотносят единое и иное, тождество и различие. С позиции положительной неклассической, экзистенциальной диалектики рассматриваются и оцениваются особенности негативной диалектики, представленной главным образом текстами Теодора В. Адорно. Их интерпретация фокусируется на проблеме идентичности / неидентичности человека и мира. Логический финал субъекта негативной диалектики очевиден и безрадостен: деструкция, диссоциация, смерть. Убегание от идентичности, характерное для негативной диалектики, трактуется как соблазн.

    // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология scholar Выпуск № 34 / том 2 / 2013

    http://cyberleninka.ru/article/n/negativnaya-dialektika-soblazn-neidentichnosti#ixzz4RlekGGmf
  4. + Подлинность непубличного

    В соотнесении с традицией экзистенциальной философии и известными феноменами мировой культуры подлинность непубличного противопоставляется неподлинности публичного, коммуникативного, социального. Развивается топологическая идея М. Хайдеггера о сродстве философии и провинции. С позиции экзистенциальной онтологии и с опорой на тексты М. Кундеры различаются и критически рассматриваются сферы социального и публичного. Негативно, как фетиш коммуникативной гуманитаристики, трактуется фигура "другого". Проводится сравнение психоаналитического, постмодернистского и экзистенциалистского толкования образа Эдипа; постмодернистской и экзистенциалистской интерпретации фигуры Анти-Эдипа.

    // Журнал Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология Выпуск № 3 / 2012

    http://cyberleninka.ru/article/n/podlinnost-nepublichnogo#ixzz4RlcMmQ3u
  5. + Экзистенциальная онтогносеология: концептуальные штрихи

    В соотнесении с предметами науки и философии очерчиваются контуры экзистенциальной онтологии и онтогносеологии. Опыт, перетекающий в свидетельство, выделяется в качестве основы экзистенциально фундированного познания. Рассматриваются некоторые актуальные ракурсы экзистенциального освидетельствования человека. Критически оценивается рефлексия, понимаемая как взгляд на себя со стороны, и коммуникация в её теории и практике. Ключевые слова: опыт, человек,, наука, экзистенциализм, онтогносеология, онтология, философия,, прикосновение,, переживание,, свидетельство.

    // В соотнесении с предметами науки и философии очерчиваются контуры экзистенциальной онтологии и онтогносеологии. Опыт, перетекающий в свидетельство, выделяется в качестве основы экзистенциально фундированного познания. Рассматриваются некоторые актуальные

    http://www.e-notabene.ru/fr/article_151.html
  6. + Экзистенциальная онтология и теория коммуникации: идейное противостояние (в сборнике)

    Экзистенциальная онтология возражает не только научной, но и философской теории коммуникации (Э. Гуссерля, К. Ясперса, Ю. Хабермаса), трактуя ее частным, обществоведческим приложением к "чистой" феноменологии и универсальному трансцендентализму. Еще в период написания "Бытия и времени" М. Хайдеггер приватно делился с К. Ясперсом: "Гуссерль увлечен вздором. …Всю эту стерильную шумиху (курсив мой. - А.Ф.) не стоит игнорировать лишь постольку, поскольку она на каждом шагу осложняет позитивную работу по воспитанию молодежи…" [4, с. 86]. Адресат не возражал. Напротив, с пониманием отвечал, что читателям хайдеггеровской книги с ее вынужденными гуссерлианскими экивоками придется продираться к подлинным авторским смыслам "через шлак и пепел феноменологии".

    // Многомерность и целостность человека в философии, науке и религии: материалы Международной научно-образовательной конференции / под ред. Э.А. Тайсиной. - Казань: Казан. ун-т., 2012. - 404 c.

    http://old.kpfu.ru/phil/images/sbornik.pdf
  7. + Экзистенциальный ресурс диалектической онтологии Г.В.Ф. Гегеля

    Рассматривается онтологическое соотношение субъекта и объекта в диалектическом идеализме Г.В.Ф. Гегеля, на основании чего анализируется возможность концептуального перехода от гегельянства к философии экзистенциализма

    http://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskaya-ontologiya-g-v-f-gegelya-i-smyslovoe-pole-ekzistentsializma
    https://m.cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnyy-resurs-dialekticheskoy-ontologii-g-v-f-gegelya