ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Зайцева Т.Б.

Зайцева Татьяна Борисовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Магнитогорского государственного университета

Научные интересы: история и теория русской литературы 19 века, философия русской литературы

Публикации
  1. + Категория отчаяния или "болезнь к смерти" в философии Сёрена Киркегора

    В статье анализируется категория отчаяния - одна из самых важных в христианско-экзистенциальной философии Сёрена Киркегора. Особое внимание уделяется представлениям философа об истоках "болезни к смерти" и ее последствиях, рассматриваются разновидности отчаяния (отчаяние-слабость и отчаяние- вызов) и условия духовного исцеления человека, утратившего связь с Богом. Ключевые слова и фразы: Киркегор; категория отчаяния; "болезнь к смерти"; эстетическая и этическая ста- дии жизненного пути; страх; разновидности отчаяния; определение веры.

    // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 11. Ч. 1. С. 65-68. ISSN 1997-292X.

    http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2012_11-1_11.pdf
  2. + Киркегоровская "проблема зоопарка"

    В статье оригинально рассматривается один из аспектов философской концепции Киркегора о трех экзистенциальных сферах и юморе как переходной форме между этической и религиозной стадиями. Автор статьи выделяет киркегоровскую "проблему зоопарка" как проблему неразрешимого противоречия между религиозностью и повседневностью, примириться с которым возможно только посредством юмора. Ключевые слова и фразы: эстетическая и религиозная экзистенции, богоотношение, абсолютное и релятивное, повседневность, внутренняя и внешняя религиозность, юмор,

    http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2014_5-1_27.pdf
  3. + О людях и деревьях (к истории одного христианского сюжета в произведениях Киркегора и Лермонтова)

    В статье впервые сопоставляются баллада Лермонтова "Три пальмы" и притча о буке Киркегора из трактата "Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал". Автор обнаруживает общий для обоих произведений сюжет-прототип - апокрифическое сказание о бегстве Святого семейства в Египет, широко известное в европейском искусстве. В статье акцентируется внимание на сходстве представлений Киркегора и Лермонтова о человеке XIX столетия - века безверия. Ключевые слова и фразы: источники сюжета, сюжет-прототип, символ, образ дерева, индивидуалист, эстетик, повторение, безверие

    // // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - №5 (23).- Тамбов : Изд-во "Грамота", 2013.

    http://www.gramota.net/materials/2/2013/5-2/19.html
    http://cyberleninka.ru/article/n/o-lyudyah-i-derevyah-k-istorii-odnogo-hristianskogo-syuzheta-v-proizvedeniyah-kirkegora-i-lermontova
  4. + Образ провинциального города в повести А. П. Чехова "Моя жизнь": экзистенциальный аспект

    В статье анализируется, как Чехов рассматривает проблему нивелирова- ния человека, которую одним из первых поставил датский философ Киркегор. У Чехова причиной подавления личности выступает бытовой консерватизм, во- площенный в образе безликого провинциального города. Главный герой повести, порвав с требованиями общества быть "как все", выбирает экзистенциальную позицию этика. Ключевые слова: Чехов, образ провинциального города в повести "Моя жизнь", проблема омассовления человека, экзистенциальная философия, Киркегор, герои-этики и герои-эстетики, выбор, подлинное существование, спасение

    // Вестник Челябинского университета. Филология. Искусствоведение. Вып.28. - № 37 (138). - 2008. - С. 51-58. (192 с. / 8 с.)

    http://www.lib.csu.ru/vch/138/009.pdf
    http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-provintsialnogo-goroda-v-povesti-a-p-chehova-moya-zhizn-ekzistentsialnyy-aspekt
  5. + Русская литература XIX века и Киркегор. Из истории изучения вопроса

    В статье впервые рассматривается история изучения вопроса "Русская литература XIX века и Киркегор", выявляются основные направления исследования данной темы. Опираясь на труды филологов, философов, культурологов, автор приходит к выводу об обоснованности, актуальности и перспективности дальнейшего изучения вопроса. Особого анализа требует эпоха Серебряного века, когда пробудился подлинный интерес к философским воззрениям Киркегора. Ключевые слова и фразы: русская литература XIX века, литературно-философские параллели, экзистенциальная философия, киркегоровская парадигма, экзистенциальная позиция, эстетическое и этическое,

    // // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - №5-2 (35). - Тамбов : Изд-во "Грамота", 2014. - С.84-88. (с. / с.) (печ.л. / 0,6 печ.л.). (Реестр ВАК МО и Н РФ).

    http://www.gramota.net/materials/2/2014/5-2/22.html
  6. + С. Киркегор об эстетической и этической стадиях жизненного пути человека

    В статье рассматривается философская концепция основоположника христианского экзистенциализма Сёрена Киркегора о стадиях, или модусах, жизненного пути. Особое внимание уделяется представлению философа об эстетическом и этическом этапах жизни человека: каковы основные признаки и сущностные характеристики стадий, как они соотносятся между собой, каким образом осуществляется переход между ними, в чем состоят особенности авторского отношения к тому и другому способу существования. Ключевые слова и фразы: Киркегор, философская концепция о стадиях жизненного пути человека, "Афоризмы эстетика", "Дневник обольстителя", "Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал", принцип наслаждения, талант, общечеловеческое, долг, труд, пр, Kierkegaard, philosophical conception about living way stages, "The Aesthetician's Aphorisms", "The Seducer's Diary", "Harmonious Development of Aesthetic and Ethical Principles in Human Personality", principle of pleasure, talent, universal, debt, labour.

    // Тамбов: Грамота, 2012. № 1. Ч. 1. С. 64-67. ISSN 1997-292X.

    http://www.gramota.net/materials/3/2012/1-1/20.html
  7. +Тип эстетика в повести Чехова "Три года"[недоступно]

    Персонажи повести Чехова "Три года" рассматриваются в статье в свете философии Киркегора. Главный герой повести определяется как эстетик или "человек литературный", так как литературный дискурс оказывает большое влияние на его быт и бытие. Отказ от литературности ведет героя к этической позиции

    // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова Выпуск № 3 / 2011

    В настояще время публикация недоступна.
    http://cyberleninka.ru/article/n/tip-estetika-v-povesti-chehova-tri-goda
  8. + Художественная антропология А. П. Чехова: экзистенциальный аспект (Чехов и Киркегор)

    Обращение к теме "Чехов и Киркегор" имеет под собой серьезные типологические основания. Так, С.Г. Бочаров заметил, что "в европейской философии Кьеркегор возник на фоне Гегеля как философского "генерала". Чехов в русской литературе явился на фоне Толстого и Достоевского"1. Чехов никогда не претендовал на знание объективной абсолютной истины: "Все великие мудрецы деспотичны, как генералы, и невежливы и неделикатны, как генералы, потому что уверены в безнаказанности. Итак, к чёрту философию великих мира сего!" (П., 4, 270)2, - читаем в одном из его писем. В своем творчестве Чехов не решил ни одного вопроса, поскольку считал, что гораздо важнее уметь правильно поставить вопросы, и сознавал своей обязанностью оставаться просто человеком, писателем. Чехов никогда не претендовал на публичную роль мудреца, общественного пророка, нравственно-религиозного проповедника, религиозного реформатора. Невозможно представить, чтобы вокруг него возник миф, подобный толстовскому. Право оставаться субъективным "частным мыслителем" всей своей жизнью и своим творчеством отстаивал и Киркегор. Экзистенциальная антропология Киркегора, знаменитое учение о трех сферах человеческого существования (эстетической, этической и религиозной), являющееся средоточием его философии, на наш взгляд, было созвучно чеховской концепции самоактуализации3 личности. По нашему убеждению, в конце XIX века Чехов особенно остро ощущал кризис человеческого существования и понимал, что гарантией от духовной катастрофы человека могло стать только постоянное напряженное усилие отдельной личности осуществиться, ее устремленность к "самостоянью". Так же, как Киркегор, писатель в своем творчестве обращался к отдельному единичному человеку, осознающему себя как личность, способному взять на себя ответственность за собственное существование. И так же, как Киркегора, Чехова тревожил вопрос, как и чем жить человеку, причем не герою, не выдающемуся представителю людского рода, а самому обыкновенному, заурядному человеку, который бьется в тисках повседневности, томится будничной тоской, поглощаемый собственной временностью и сознающий свою конечность. Ведь "самое важное для нас", - как считал датский философ, - "обрести такой взгляд на человеческую жизнь и на этот мир, с которым можно было бы жить"

    // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук Екатеринбург - 2015

    http://lib.urfu.ru/file.php/118/moddata/data/51/708/236166/Zaiceva_T._B._Avtoreferat._S_podpisju.pdf
  9. + Чехов и Киркегор о о любви воспоминании

    В статье впервые выявляется и анализируется типологическое сходство художественно-философских концепций романтической любви-воспоминания в произведениях Чехова и Киркегора, основанное, по мнению автора, на близости их представлений об эстетическом и этическом способе существования. Автор статьи рассматривает и существенные различия взглядов Чехова и Киркегора, касающиеся их отношения к официальному христианскому браку

    // Тамбов: Грамота, 2012. № 5 (16). C. 82-87. ISSN 1997-2911.

    http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2012_5_20.pdf