ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Лапатин В.А.

Публикации
  1. +Абсурд как феномен в европейском социокультурном пространстве XX века[недоступно]

    По нашему мнению, анализ этого феномена, следует начинать с XX в., т. к. современная западная культура является его наследницей и перенимает значительную часть образовавшихся именно тогда проблем. Прошлое столетие стало для европейского социокультурного пространства временем колоссальных мировоззренческих сломов, в результате которых ряд констант (этических, эстетических, коммуникативных, идентификационных и пр.), придававших целостность этому пространству, утратил актуальность и перестал функционировать. В связи с этим, проблематичной становится какая-либо общезначимая традиционность, с которой человек мог бы себя соотнести и, тем самым, преодолеть трудности самоидентификации. Всё это приводит современного человека к ситуации, в кото- рой он "обречен быть свободным", что в XX в. позволило ряду авторов говорить 4 об абсурдности человеческого существования как такового. А поскольку абсурд - специфическое явление, возникающее лишь в горизонте человеческого опыта, и потому исследование, в котором бы концептуализировались факторы, не учтенные в предшествующих работах, посвященных данному явлению, представляется актуальным для современного философско-антропологического и культурфило- софского знания.

    // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Санкт-Петербург 2014

    В настояще время публикация недоступна.
    http://spbu.ru/disser2/disser/lapatin_diss.pdf
  2. +Два подхода к феномену абсурда в отечественном философско-гуманитарном дискурсе[недоступно]

    Статья знакомит читателя с отечественными научными работами, посвященными проблеме абсурда. Автор выделяет два исследовательских подхода к данному феномену, сложившиеся в российском философско-гуманитарном дискурсе. В рамках первого подхода абсурд предстает аномальным и негативным явлением (бессмыслица, хаос, нелепость и т. д.). Второй подход, напротив, предлагает положительную интерпретацию: абсурд актуализует более глубокий уровень смыслового порядка, а его ненормативный характер препятствует формированию одностороннего взгляда на действительность у своего реципиента. Анализируя оба подхода, автор приходит к выводу, что сущностной чертой абсурда является его внеположность антиномиям любого рода (смысл / бессмыслица, рациональное / иррациональное, норма / аномалия и т. д.). // Ключевые слова: абсурд; интерпретация; гуманитарные исследования; философско-гуманитарный дискурс; хаос; бессмыслица; антиномия.

    // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки: научное издание. - 2014. - № 3 (203) Информация о документе

    В настояще время публикация недоступна.
    http://elib.spbstu.ru/dl/2/5058.pdf/view
    http://ntv.spbstu.ru/fulltext/H3.203.2014_16.PDF
  3. +Дихотомия экзистенциального и рассудочного знания в контексте проблематики абсурда (на примере философии Л. Шестова)[недоступно]

    В статье концептуализируется связь между абсурдом и экзистенциальным знанием. Признавая наличие таковой связи, автор показывает, что последнее не может быть признано абсурдным лишь на основании своей противопоставленности различным аспектам рассудочности. Устанавливается, что экзистенциальное знание, в отличие от рассудочного, имманентно субъекту в каждый момент его существования и в связи с этим предполагает не рефлексию над собой, а прояснение посредством абсурдного опыта недвойственности. Указанная проблематика рассматривается на примере экзистенциальной философии Льва Шестова.

    // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Выпуск № 12-1 (38) / 2013

    В настояще время публикация недоступна.
    http://cyberleninka.ru/article/n/dihotomiya-ekzistentsialnogo-i-rassudochnogo-znaniya-v-kontekste-problematiki-absurda-na-primere-filosofii-l-shestova
  4. +Исследование фона: абсурд как средство выражения смысла[недоступно]

    В статье рассматривается проблема языкового абсурда в контексте аналитической философии. Для последней характерно притязание исключить из научного языка абсурдность и двусмысленность. В статье показывается, что абсурд может рассматриваться в качестве успешного средства смысловыражения за счет использования избыточности языка, которая понимается как неотъемлемое свойство языка содержать помимо необходимых дополнительные смысловые элементы.

    // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина Выпуск № 3 / том 2 / 2013

    В настояще время публикация недоступна.
    http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-fona-absurd-kak-sredstvo-vyrazheniya-smysla
  5. +Катарсическое значение опыта абсурда[недоступно]

    В каждый момент времени любое социокультурное пространство, независимо от его объема, местоположения, времени существования, содержит определенные проблемные поля и сталкивается с рядом практических вызовов. Соответственно, жизненно важным в такой ситуации оказывается поиск решения сложившихся в культуре противоречий. Эти решения могут быть самыми разными. Например, если возникает конфликт между теми или иными общностями, то он может быть решен путем переведения в символическую сферу, или посредством переговоров, или же на помощь могут прийти ритуал и традиция. В отдельных и самых огорчительных случаях единственным способом решения конфликта является прямая конфронтация. Одним словом, сценариев выхода из затруднительного положения, как правило, имеется несколько, и в этом деле особое значение имеет гибкая, динамичная и взвешенная стратегия выбора средств. Исторически в европейском социокультурном пространстве наибольшее доверие оказывается дискурсивным практикам преодоления проблемных ситуаций: проблему важно обнаружить, сформулировать и представить ее решение в дискурсе. Но вопрос в том: действительно ли дискурсивная стратегия действенна.

    // // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 960-964.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.moluch.ru/archive/67/11416/