ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Соловейчик И.

Иосеф Дов-Бер ха-Леви Соловейчик (1903 -1993) - один из крупнейших еврейских мыслителей XX века. Родился в Белоруссии, был внуком одного из наиболее известных хасидских раввинов XIX века Хайма Соловейчика. С 1931 года И.Соловейчик жил в США. Ребе Соловейчик разрабатывал и излагал идеи классического ортодоксального иудаизма в терминах современной философии, понятной еврейской интеллигенции, зачастую оторванной от своих корней. В проповедях И.Соловейчика постоянно звучат экзистенциальные мотивы - такие, как осмысление своего места в мире, одиночества, свободы выбора и предназначения.

Публикации
  1. + Одинокий верующий человек

    Целью этой статьи не является обсуждение древней проблемы веры и разума. Я не намерен заниматься здесь теорией, но хочу обратить внимание на условия, в которых живет верующий реально существующий человек — среди сложного переплетения тревог и надежд, интересов и нужд, радостей и печалей. Таким образом то, что я хочу сказать, проистекает не из философской диалектики, отвлеченных гипотез или объективных беспристрастных наблюдений, а из конкретных обстоятельств и переживаний, выпавших на мою долю. Термин «лекция» здесь не подходит. Речь идет о личной дилемме. Вместо того, чтобы вести беседу в плане теологическом, наставительным тоном, с четким и обдуманным построением фраз, я, нерешительно и запинаясь, буду исповедоваться перед вами, делясь с вами тревогами, тем, что беспокоит меня больше всего и нередко перерастает в сознание кризиса.

  2. +Молитва как диалог[недоступно]

    Мы отдаем себе отчет в том, что жизнь каждого из нас началась не по нашей воле и окончится в свое время без нашего на то согласия. «Не по воле вашей вы родились, и не по воле вашей вы живете, и не по воле вашей вы умрете, и в будущем не по воле вашей вы будете отвечать за дела ваши перед Царем Царей, Святым, да будет Он благословен» (Пиркей Авот 4:22). Нам не достает веры в оправданность нашего существования, и мы лишены онтологической точки опоры. Это метафизическое переживание, а не просто психологическое или рассудочное, хотя оно может проявляться на психологическом, социальном или политическом уровнях. Всепроникающая бессмысленность, бесцельность и абсурдность жизни много говорят интроспективному, тонко чувствующему человеку. Это недовольство собой, своей внутренней значимостью, проявляется в чувстве скуки, основном недуге современного человека. Люди тратят миллионы для того, чтобы избавиться от скуки, забыть о своих заботах и о пустоте самого существования. Они испытывают отвращение к рутине и однообразию повседневной жизни, а ведь это естественные явления. Сама природа с ее восходами и закатами, регулярно чередующимися независимо ни от чего, с ее столь же регулярной сменой времен года полна циклических повторений. Историки, занимающиеся исследованием больших периодов, также выделяют в развитии народов повторяющиеся участки, так что понятие прогресса оказывается не более, чем иллюзией. Говоря словами Экклезиаста: «Все суета… одно поколение уходит и приходит другое, а земля остается вовеки… все на свете приходит в негодность… то, что было, будет и вновь… и ничто не ново под солнцем». В отчаянии человек отправляется за тридевять земель в поисках новых ощущений и разнообразия; но все безрезультатно. Даже работа становится скучной и утомительной. Однообразие и монотонность всего жизненного опыта лишают нас радости жизни. Это «глубинный кризис».

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.machanaim.org/philosof/solov/molitva.htm