- +-Многообразие культуры и кризис идентичности[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2012_Sbornik/2012_Dokladi/2012_sec2/014_2012_sec2.pdf
- +-Многообразие культуры и кризис идентичности[недоступно]
В ХХ веке одной из центральных проблем философии и гуманитарных наук стала проблема идентичности и ее кризиса в современной культуре. Есть основания полагать, что идентичность личности и группы не представляла сложной проблемы в закрытом обществе с четкой сословной иерархией, традиционностью,религиозностью, то есть с определенными системамисоотнесения человека с обществом, культурой и миром в целом
// Философия и культура, 2011, № 12. С. 39-49.
В настояще время публикация недоступна.- http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2012_Sbornik/2012_Dokladi/2012_sec2/014_2012_sec2.pdf
- +-По направлению к подлинности человеческого бытия (об экзистенциальной динамике в психологии)[недоступно]
Статья посвящена методологическим трансформациям в психологии и психотерапии в их отношении к экзистенциальной философии. Охарактеризованы некоторые черты феноменологического метода в экзистенциальной психологии. Описываются переживания аутентичности и неаутентичности человеческого бытия, неизбежные проблемы его формирования (содержание психотерапевтического процесса) для демонстрации того, как происходит их концептуализация в контексте экзистенциальной философии. Особые формы работы с личностью в экзистенциальной психотерапии, использующей специфические экзистенциалы или их совокупности, показывает, что психологическая практика нуждается в философской концептуализации для схватывания таких фундаментальных компонентов сознания, как переживание, смысл, ценность, жизнь. Пример альянса экзистенциальной психотерапии с философией представляет равноправную альтернативу натуралистическим трендам в психологии. Ключевые слова : экзистенция, психология, психотерапия, феноменология, понимание, аутентичность бытия, роль философии, тревога.
// Эпистемология и философия науки, 2013, № 4.
В настояще время публикация недоступна.- http://journal.iph.ras.ru/sites/default/files/16_2.pdf
-
+
-
Рецензия на книгу Л.А. Маркова "Наука на грани с ненаукой"
Интерес к изучению развития науки сегодня не является признаком только "рубежного сознания", т.е. стремления на стыке веков поразмышлять о произошедших изменениях. Стремительные изменения в научном сознании привлекают внимание исследователей уже более полувека. Иное дело, что историки нередко ограничиваются феноменологией научных открытий, а философы науки - реконструкцией логики научного мышления. Особенностью же книги Л.А. Марковой является попытка предложить широкую картину преобразований в научном мышлении XX и XXI вв., опираясь на единство исторического и логического подходов. Обращаясь к историческому контексту развития науки, автор исходит из того, что в Новое время именно по образу научного мышления строилась философия и в значительной степени общественные науки.
- http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=888&Itemid=52
-
+
-
Экзистенциальный опыт как феномен культуры
Феномен экзистенциального опыта проанализирован на стыке двух противостоящих модусов его понимания: как уникального, спонтанного личного переживания и как обусловленного культурой смысложизненного поиска. Культура представлена как платформа, на основании и посредством которой человек справляется с основополагающими данностями существования. Экзистенциальный опыт, в котором сосредоточены "главные" вопросы существования (смерти, смысла жизни, призвания), в свою очередь представляет ключевые особенности данной культуры. Экзистенциальная коммуникация и связанный с ней процесс объективации экзистенциальных переживаний выступает важнейшим механизмом становления экзистенциального опыта.
// Журнал "Вопросы философии"
- http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1032&Itemid=52
-
+
-
Экзистенциальный опыт: переживание пути и становление структуры
В статье предлагается понимание экзистенциального опыта как синтеза жизненных переживаний и концептуальных средств их понимания, структурирования, связывания. За примером автор обращается к автобиографическому опыту М. Пруста, а также произведению Г. Гессе "Степной волк". Экзистенциальный опыт выступает как личная история существования, в ходе которой человек проясняет для себя смысложизненные ценности, а также как способ примирения с существованием, непрерывного прислушивания к жизни, достижения духовной пробужденности, преодоления тревоги. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экзистенциальный опыт, существование, переживание, понимание, рефлексия, ценность, структура, жизнь, спонтанность, путь, верность, ответственность.
// Вопросы философии
- http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=794&Itemid=52