ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Шапинская Е.Н.

Публикации
  1. + Динамика повседневности и феномен эскапизма

    В современных исследованиях культуры значительное место занимают проблемы повседневности, которые становятся востребованными как в философии культуры, так и в прикладных исследованиях культурных практик. С другой стороны, современная культура показывает явное тяготение к ремифологизации, нео-архаике и эскапизму, проявляющемуся в самых разных формах и стилях потребления культурных товаров. Мы попытаемся показать, что эти явления взаимосвязаны, а их соотношение характеризует динамическое состояние культуры ХХ1 века, прошедшей через искания постмодернистов, различные виды модернизации и принявшей, по крайней мере на сегодняшний день, термин "глокализация" как свою базовую характеристику. Обратимся вначале к феномену повседневности. Возросший в конце прошлого - начале нынешнего века интерес к ее анализу и пониманию объясняется, на наш взгляд тем, что повседневность захватывает все новые пространства, "расколдовывая" все новые уголки мира, господствуя в обществе тотального потребления как организующее начало, как миропорядок, без которого невозможно комфортное существование, необходимое для современного человека. История изучения повседневности сравнительно коротка, но за несколько десятилетий, в которые она стала привлекать пристальное внимание историков, социологов, философов, культурологов оформились различные теоретические подходы, были проведены исследования самых различных аспектов повседневности, как представленной в различных культурных текстах, так и эмпирической, проявляющихся в социокультурных практиках.

    http://www.culturalnet.ru/main/getfile/1624
  2. + Эскапизм в киберпространстве: безграничные возможности и новые опасности

    В статье рассмотрены особенности эскапизма в пространстве Интернета. Ставятся три основные проблемы: что представляет собой киберпространство, чем оно привлекательно для человека и какие опасности оно в себе таит. Внимание обращено на противоречивый характер технологий, определяющих лицо современной культуры, которые, с одной стороны, являются триумфом рациональной науки, с другой - становятся проводником самых фантазийных идей и образов, обретая, таким образом, магические свойства. Виртуальные миры Интернета рассматриваются как часть постмодернистской культуры с ее акцентом на бесконечное фрагментирование мира и его ризомаобразное строение. В этом пространстве для эскапизма создаются неограниченные возможности. В статье рассмотрены такие области человеческой жизни как религия, любовь и искусство, которые издавна привлекали эскапистов. В Сети процветают различные религиозные культы и магические практики, создавая эклектическую картину духовной жизни, в которой человеку легко реализовать самые противоречивые и иррациональные стремления. Любовь в Сети также является возможностью реализовать в виртуальной форме несбывшиеся в реальной жизни надежды. Искусство в его оцифрованной формы предоставляет неограниченные возможности как с точки зрения восприятия, так и самореализации. Особое внимание уделено проблеме самоидентификации в киберпространстве и созданию "цифрового двойника", отвечающего тайным желаниям человека. В статье также рассмотрены опасности компьютерного эскапизма, связанные с возможностью тотального погружения в виртуальные миры и сложностью возврата к "первичной" реальности, а также с проблемой субъекта, потерявшего ориентацию в реальном/виртуальном мире и сталкивающегося со сложностями в реальной жизни. Ключевые слова: эскапизм, культура, киберпространство, виртуальная реальность, интернет, идентичность, религия, любовь, искусство, постмодернизм, субъект, фрагментация.

    // Культурологический журнал

    http://cr-journal.ru/rus/journals/215.html&j_id=15