ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Топоркова К.А.

Топоркова Ксения Андреевна - кандидат философских наук. Магнитогорск

Публикации
  1. +Целостность бытия человека как диалектика сущего и должного[недоступно]

    Что такое человек? Ответ на этот вопрос мыслители пытаются найти со времен зарождения философии. Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований, какими бы вопросами гносеологии, антропологии и онтологии философия не занималась. Один из основателей философской антропологии М. Шелер в произведении "Положение человека в космосе" пишет: ""Вопросы: Что есть человек и каково его положение в бытии"? - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос"[1]. С момента, когда человек осознал себя смертным существом, в нем проявилось (пусть неосознанно) то, что изначально присуще его природе, а именно - двойственная мировоззренческая ориентация в мире, связанная со свободой и необходимостью. Человеку свойственно неистребимое стремление к свободе, к реализации жизненных потенций и устремлений. Однако этому стремлению каждый раз препятствует неумолимая необходимость и "бездушная" закономерность хода вещей, препятствующих достижению желаемого. Поэтому несовпадение между свободой и необходимостью, идеалом и действительностью, "сущим" и "должным" делает человеческую жизнь глубоко драматичной. Основное положение этой драмы заключается в том, что человек вместо того, чтобы смириться и стойко принять все невзгоды, стремится к преобразованию жизни, сообразно представлениям о том, какой она должна быть в идеале. Таким образом, человек постоянно стремится к полному, "должному", то есть целостному бытию. Проблема целостности бытия человека всегда была актуальной для философии. Однако, несмотря на повышенный интерес философов к человеку и его целостности, до сих пор не существует определенного ответа на вопросы: что представляет собой целостность? каковы ее критерии? достижима ли она в принципе? Нам представляется, что без разрешения проблемы целостности бытия человека невозможно решить производные от неё проблемы смысла и ценности человеческой жизни; предназначения человека; природы и сущности его внутреннего мира. Бытие человека внутренне противоречиво. Человек есть соотношение социального и биологического, индивидуального и общественного, духовного и телесного. И понять суть этого соотношения - значит ответить на вопрос - целостен ли человек на самом деле? В современном обществе проблема должного в бытии человека приобрела особенно острый характер. Во многих работах провозглашается кризис самоидентификации человека, утеря ценностных ориентаций и девальвация личности. В этих условиях особенно актуальным становится философский анализ целостности человеческого бытия и места человека в мире в контексте соотношения сущего и должного.

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Магнитогорск 2007

    В настояще время публикация недоступна.
    http://science.masu.ru/index.php/dok-publ/doc_download/632