|
Августин Блаженный (лат. Augustinus
Sanctus, полное имя Аврелий Августин) -
один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христ.
церкви, род. в Тагасте, в Африке, 13 нояб. 354 г.
Первоначальным своим образованием он обязан своей матери
- христианке Монике, умной, благородной и благочестивой
женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось
отцом-язычником. В молодости своей А. был настроен самым
светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для
изучения классических авторов, весь отдавался вихрю
наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нем лишь
после чтения «Horlensius» Цицерона. Он набросился на
философию, примкнул к секте Манихеев, которой оставался
верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения,
чуть не пришел в отчаяние и лишь знакомство с
платонической и неоплатонической философией, ставшей ему
доступной, благодаря латинскому переводу, на время дало
пищу его уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в
384 г. - в Милан, чтобы выступить здесь в качестве
учителя красноречия. Здесь, благодаря тамошнему епископу
Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это
обстоятельство, в связи с чтением посланий ап. Павла,
произвело радикальную перемену в его образе мыслей и
жизни. Этому событию катол. церковь посвятила даже особый
праздник (3 мая). На Пасху 387 г. А. вместе с своим сыном
принял крещение от руки Амвросия. После этого он
возвратился в Африку, предварительно распродав все свое
имущество и почти совершенно раздав его бедным. некоторое
время провел в строгом уединении главою духовной общины в
391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера,
занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был
посвящен в епископы в Гиппоне. Влияние Августина на
судьбы и догматическую сторону христианского учения почти
беспримерно. Он на несколько столетий вперед определил
дух и направлено не только Африканской, но и всей
Западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан
и, в особенности, против донатистов и др. еретических
сект, наглядно доказывают степень его значения.
Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры
и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его
многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное
влияние и определили антропологическую сторону учения в
протестантизме (Лютер и Кальвин). Еще важнее, чем
разработка учения о св. Троице, его исследования об
отношении человека к божественной благодати. Сущностью
христианского учения он считает, именно, способность
человека к восприятию Божьей благодати, и это основное
положение отражается также и на понимании им других
догматов веры. Его заботы об устройстве монашества
выразились в основании им многих монастырей, впрочем,
скоро разрушенных Вандалами. Он умер 28 aвг. 430 г., во
время первой осады последними Гиппона. Останки А. были
перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их
от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в
руки Сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королем Лонгобардов
и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с
согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются
там подле памятника А., воздвигнутого ему на развалинах
Гиппона франц. епископами. Сочинения Августина,
автобиографического, полемического и
гомилетикоэкзегетического содержания, изд. в Париже (11
ч., в 8 т., 1689 - 1700); в Антверпене (12 ч., в 9 т.,
1700 - 3) и в последнее время Бенедиктинцами (11 т.,
Пар., 1835 - 40). Замечательнейшие из этих соч.: «De
civitate Dei libri XXII» изд. Штранге (2 т., Кельн, 1880
- 51) и Домбартом (2-е изд., 12 т., Лейпц., 1877),
переведенное Зильбертом (2 т., Вена, 1826) и
«Confessiones» автобиография его, изд. Неандера (Берл.,
1823) Брудера (Лейпц., 1837 и 1869) и Карла фон Раумера
(2 изд., Гютерсло, 1876), в переводе Греннингера (4 изд.,
Мюнстер, 1859), Зильберга (5 изд., Вена, 1860) и Раппа (7
изд., Гота, 1878). Кроме того, заслуживают упоминания его
«Meaitationes» и «Soliloduia» (изд. Вестгофом, Мюнстер,
1854) и «Enchiridion» или «Manuale» (изд. Крабингера,
Тюб., 1861). Перевод его «Избранных сочинений» выходит в
Bibliothek der Kirchenvater" (т. 1 - 8, Кемпт.,
1869). Недавно в библиотеке Грейфевальда были найдены два
до сих пор еще неизданных небольших сочинения A.
(«Tractatus de persecutione malorum in bonos viros et
sanctos» и «Tractatus de omnibus virtutibus». По-русски
существ. московское издание 1788 г. «Избранных сочинений
Авг.» в 4 томах. Некоторые его слова и увещания перев. в
«Христианском Чтении» и «Воскресном Чтении». Литература:
Клот, «Der heil. Kirchenlehrer A.» (2 т., Аахен, 1840);
Биндеман, «Der heilige А.» (Берл., 1844); Пужула, «Vie de
St. Augustin» (2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нем. пер.
Гуртера, 2 т., Шафг., 1847); Дорнор, «Aug., sein theol.
System und seine religionspbilos. Anscbauung» (Берл.,
1873).
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический
словарь.
|