ENG
         

Данил Николаевич Разеев - профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии науки и техники СПбГУ. Область научных интересов: философские проблемы когнитивной нейронауки, феноменология и философия сознания, трансцендентальная философия, герменевтика.

Публикации
  1. +Переживание, фантазия, интенциональность: взаимосвязь понятий в феноменологии Гуссерля[недоступно]

    Начиная со своей первой феноменологической работы - "Логических исследований" - Гуссерль упрекает всю предыдущую философскую традицию в том, что прежние философы и новоиспеченные психологи не усмотрели фундаментального различия между предметом или объектом, противостоящим сознанию, той формой, в которой сознанию дан предмет, и чувственным содержанием самих переживаний сознания. Это упрек относит Гуссерль и к позиции своего учителя Ф. Брентано, поскольку, несмотря на то, что последний признавал за актами нашего сознания интенциональность, то есть неустранимую направленность на какой-либо предмет, тем не менее, для него не заключено никакого различия в самом акте схватывания предметности, но лишь различие в содержании акта, то есть в самом предмете; поэтому у Брентано получается, что "единственное различие дает "содержание", и сам акт представления определен разнообразно, поскольку имеются [различные] содержания, на которые само представление направлено" [1]. Что же понимает Гуссерль под чувственным содержанием переживаний сознания и как таковое отличается от предмета, конституируемого самим сознанием? Этот вопрос восходит к анализам, проведенным Гуссерлем в пятом исследовании "Об интенциональных переживаниях и их "содержаниях"" во втором томе его первой фундаментальной феноменологической работы "Логические исследования".

    // Между метафизикой и опытом / Под ред. Разеева Д.Н. СПб.:Санкт-Петербургское Философское Общество, 2001. С.105-137

    В настояще время публикация недоступна.
    http://anthropology.ru/ru/texts/razeev/sergeev_14.html
  2. +Проблема очевидности в феноменологии Гуссерля[недоступно]

    Проблема очевидности является одной из центральных не только для проводимых внутри феноменологии исследований относительно так называемого чистого сознания, но и для понимания самих устремлений феноменологии в попытке обоснования ею такой науки, которая несла бы с собой не просто характер достоверного познания, но выступала бы одновременно прообразом всех наук, претендующих на статус наук подлинных. Философия, начинавшаяся когда-то с удивления, начинается теперь с очевидности и, соответственно, с правомерной работы с такой дающейся феноменологу (или дающейся феноменологом) очевидности. Что понимает Гуссерль под очевидностью, а, в особенности, различия очевидностей, данных нам и дающихся нами, есть предмет данного анализа. Начнем с того, что Гуссерль неоднократно на протяжении своей жизни трансформировал свое учение об очевидности, сохраняя при этом его фундаментальную значимость для феноменологической теории. Так, уже во втором томе Логических исследований содержится первое обоснование понятия очевидности, особенно в шестом исследовании, посвященном анализу интенционального значения и его созерцательного наполнения. В Идеях к чистой феноменологии и феноменологической философии также содержится, правда уже модифицированным

    В настояще время публикация недоступна.
    http://anthropology.ru/ru/texts/razeev/metaexp_05.html