-
+
-
Использование операции "эпохэ" в экзистенциалистской этике
Тезис, который мы попытаемся обосновать в данной работе, можно сформулировать так: в экзистенциализме специфичность исходной этической ситуации - ситуации выбора - в значительной мере задана феноменологической методологией. Поэтому именно последняя должна стать предметом специального критического анализа. Своеобразие этой методологии заключается в особом способе раскрытия "феноменов" - операции "эпохэ". Принцип "эпохэ" означает приостановку метафизических суждений - суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания. Тем самым как бы снимается классическая постановка вопросов о соотношении явления и сущности, восприятии предмета и его объективном бытии. Главное для феноменологии не соотнесение смыслов, конструктов сознания с действительностью, а выяснение их отношений между собой. Но может ли элиминация внешнего мира быть этически ценной? В экзистенциалистской этике разрабатывается специфическая и предельная ситуация - ситуация абсолютной ответственности индивида за свои поступки. Этот своеобразный этический эксперимент оказывается возможным лишь при проведении операции "эпохэ". Экзистенциалистская этика (точнее - онтология, задаваемая этикой, в отличие от просто философской онтологии экзистенциализма) рассматривает мир как абсолютно проницаемый для нравственного деяния, не имеющий собственной аксиологической плотности, собственного напряжения, способного внести возмущения в поле нравственного поступка. Бессубстанциональность мира, полагаемая операцией "эпохэ", порождает известный экзистенциалистский базис, предельный в своей ригористичности: в каждом решении человек выбирает весь мир.
- http://arnaut-katalan.narod.ru/kuraev63.html