ENG
         

РУДНЕВ Максим Геннадьевич - кандидат социологических наук, научный сотрудник Лаборатории социально-психологических исследований НИУ ВШЭ.

Публикации
  1. +Базовые жизненные ценности россиян: сравнение с другими европейцами на уровне стран и индивидов[недоступно]

    Эти исследования велись, в основном, на страновом уровне и большинство из них - на целевых выборках. Данное исследование охватывает как страновой, так и индивидуальный уровни и строится на основе репрезентативных общенациональных выборок по 25 странам мира, включая Россию. Это стало возможным благодаря Европейскому социальному исследованию (European Social Survey).

    // Доклад на семинаре в ГУ -ВШЭ 4 декабря 2008 г.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.hse.ru/data/779/374/1237/Magun-Rudnev.pdf
  2. + Базовые ценности-2008: сходства и различия между россиянами и другими европейцами

    В общественных дискуссиях о будущем России всегда активно обсуждается вопрос о её европейской ("западной") или неевропейской идентичности и, соответственно, об общем с другими европейскими странами или, наоборот, особом пути развития. Благодаря этому исследование сходств и отличий базовых ценностей россиян и жителей других европейских стран оказывается тесно связано с более широкой полемикой о путях развития России. Мы предполагаем, что результаты исследования, излагаемые ниже, подтвердят общий тезис, выдвинутый американскими учёными А. Шлейфером и Д. Трейзманом в известной статье "Россия - нормальная страна" [см.: 1]. Суть данного тезиса в том, что, несмотря на всё своеобразие нашей страны, процессы в сегодняшней России, в целом, подчиняются общим закономерностям, характерным для стран сходного с ней уровня экономического и политического развития.

    // Россия реформирующаяся : Ежегодник-2011 / Отв. ред. академик РАН М.К. Горшков. - Вып. 10. М. ; СПб. : Институт социологии РАН, Нестор-История, 2011. - С. 244-280.

    http://www.isras.ru/files/File/publ/Magun_Reform_Rossia_10_2011.pdf
  3. + Влияние "русскоязычности" на жизненные ценности

    В статье представлены результаты вторичного анализа данных, полученных с помощью методики Ш. Шварца в Европейском социальном исследовании. Анализируется влияние принадлежности к русскоязычному сообществу на жизненные ценности людей, проживающих в разных странах (Израиль, Латвия, Россия, Украина, Эстония). Проводятся кросс- культурные сравнения ценностей, опираясь на методы дисперсионного и регрессионного анализа. Ключевые слова: кросс-культурные сравнения, языковой фактор, русскоговорящие, жизненные ценности, методика Шварца, регрессионный анализ.

    // Социология: Методология, методы, математическое моделирование. 2009. № 28. С. 107-128.

    http://ecsocman.hse.ru/data/2012/02/27/1269103552/Rudnev.pdf
    http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/67629505
  4. +Жизненные ценности населения: сравнение Украины с другими европейскими странами[недоступно]

    Это исследование впервые дает возможность нарисовать ценностный портрет населения Украины в сопоставлении с большей частью населения Европы. Для целей сравнения важно, что в нем участвовали как "старые" капиталистические страны, так и бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы, в том числе, кроме Украины, еще несколько стран, входивших в состав бывшего соцлагеря.

    // В кн.: Украинское общество в европейском пространстве / Отв. ред.: Е. Головаха, С. Макеев. К. : Институт социологии НАНУ, 2007. Гл. 8. С. 226-273.

    В настояще время публикация недоступна.
    https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/67755908
  5. + Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами

    Настоящая статья посвящена сравнению сегодняшних ценностей россиян с ценностями жителей других европейских стран. Во множестве публикаций широко обсуждается вопрос о сходствах и отличиях культурно-психологических характеристик россиян и других европейцев, и эти обсуждения являются частью более широкой полемики о путях развития России. Новые возможности для обоснованных сравнений российского населения с населением других европейских стран появились благодаря вступлению нашей страны в число участников "Европейского социального исследования" (European Social Survey - ESS) - масштабного международного проекта, все участники которого действуют, соблюдая строгие методологические требования. Россия присоединилась к этому международному проекту с третьего раунда; опросы в рамках данного раунда проведены в 25 европейских странах, они стартовали в сентябре 2006 и завершились в начале 2007 г. В России опрос прошел в сентябре 2006 - январе 2007 г., в нем приняло участие 2 437 респондентов.

    // Вестник общественного мнения. № 1 (93). Январь-февраль 2008.

    http://www.isras.ru/files/File/Publication/Zennosti_rossiyan_Rudnev.pdf
  6. + Измерение базовых жизненных ценностей: сравнение методик и результатов Ценностного исследования Шварца и Европейского социального исследования

    На сегодняшний день одним из наиболее авторитетных подходов к сравнительному измерению ценностей является методология Ш. Шварца. На ее основе были разработаны две методики: Ценностный опросник и Портретный опросник, которые использовались в проведении исследований в десятках стран. Первый применялся в Ценностном исследовании Шварца (опросы учителей в 78 странах), а второй - в Европейском социальном исследовании (опросы населения по национальным репрезентативным выборкам в 33 европейских странах). Обе методики использовались для вычисления одних и тех же ценностных индексов. Сравнение результатов двух опросов представляется возможным поскольку, они были проведены в рамках общей методологии (но по разным методикам и разным выборкам) и в ряде случаев в одних и тех же странах. В связи с этим интерес представляет как сравнение самих методик и структур ценностных индексов, так и соотнесение конкретных содержательных результатов. Цель исследования - обоснование подобия двух методик измерения ценностей Шварца (Ценностного исследования Шварца и ценностного блока Европейского социального исследования) и сходства полученных на их основе результатов.

    // Социологические методы в современной исследовательской практике: Сборник статей, посвященный памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского [Электронный ресурс] / отв. ред. и вступит. ст. О.А. Оберемко; НИУ ВШЭ; РОС; ИС РАН. - М.:

    http://www.isras.ru/files/File/Publication/Izmerenie_bazovyh_zhizn_zennost_Gryaznova_Rudnev.pdf
  7. + Причины и следствия изменения массовых ценностей. [Рецензия] на кн.: Инглхарт Р., Вельцель К. 2011.

    Рецензия на кн.: Инглхарт Р., Вельцель К. 2011. Модернизация, культурные изменения и демократия. М.: Новое издательство. 464 с. В рецензии автор описывает содержание книги и дает краткое изложение теории модернизации Р. Инглхарта. Также приводятся спорные точки этой теории и исследования.

    // // Экономическая социология. Т. 12. № 2. C. 138-143.

    http://www.isras.ru/files/File/Publication/Rezenziya_Rudnev.pdf
  8. +Ценностная гетерогенность населения европейских стран: типология по показателям Р.Инглхарта[недоступно]

    С помощью анализа латентных классов (LCA) осуществлена классификация жителей 43 европейских стран в зависимости от их ответов на вопросы о приверженности инглхартовским ценностям Рациональности/Традиции и Самовыражения/Выживания. Выделено три ценностных класса. Первый из них объединил людей с высокими показателями ориентации на подчинение и низкими показателями ориентации на самостоятельное социальное действие, третий, противоположный по ориентациям класс: с сильной ориентацией на самостоятельное действие и слабой готовностью подчиняться идущим "сверху" командам. Представители класса 2 отвергают и идущие сверху регулирующие воздействия, и не выражают готовности к собственному активному действию, то есть лишены и внешних, и внутренних источников активности. Все европейские страны оказалась внутренне гетерогенными, в каждой из них имеются представители не менее чем двух ценностных классов, а в большинстве стран - представители всех трех классов. В скандинавских и западноевропейских странах доли людей, для которых характерно преобладание самостоятельности над подчинением (класс 3), превосходят доли лиц с обратным соотношением указанных ценностей (класс 1), а в постсоциалистических и средиземноморских странах больше людей, для которых подчинение важнее самостоятельности (доля класса 1 превосходит долю класса 3). Представленность класса 2 в постсоциалистических и средиземноморских странах выше, чем в скандинавских и западноевропейских. Показано, что доля людей, принадлежащих к классу, 3 повышается с ростом уровня экономического развития страны, а принадлежащих к классу 1 - наоборот, снижается. Высокая доля в стране представителей класса 2 сопровождается симптомами социальной дезорганизации - повышенными показателями самоубийств, общей смертности от несчастных случаев, отравлений и травм, потребления алкоголя. Класс 2 является "переходным" между традиционным типом ценностей (класс 1) и типом ценностей (класс 3), распространенным в наиболее продвинутых обществах "высокой современности".

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/77205556
  9. +Ценностный консенсус и факторы ценностной дифференциации населения России и других европейских стран[недоступно]

    Тема ценностного консенсуса и ценностной дифференциации населения России является одной из центральных, как в дискуссиях политологов о целях и идеях, вокруг которых могли бы объединиться россияне, так и среди социологов, которые в своих объяснениях часто апеллируют к атомизации и разобщенно-сти российского общества. В этих обсуждениях обычно отсутствует фактическая информация и приводятся лишь косвенные аргументы. Так, в качестве фактора ценностной дифференциации часто ссылаются на очень большую территорию страны, а в качестве аргумента в пользу консенсуса - на сравнительно низкие значения показателей этнической, языковой и религиозной разнородности российского населения. В статье рассматривается проблема ценностной консолидации или ценностного консенсуса населения России и других стран Европы. По ряду ценностей россияне демонстрируют наиболее низкий ценностный консенсус. Сравнивая вклад социальных классов и возрастных групп в формирование ценностного консенсуса, авторы приходят к выводу, что межпоколенный ценностный разрыв приводит снижению ценностного консенсуса во всех рассматриваемых странах в большей степени, чем социальный класс. В России наибольший среди рассматриваемых стран межпоколенный ценностный разрыв, что авторы и связывают с низким ценностным консенсусом. В заключение обсуждается связь между ценностным консенсусом в стране и уровнем значимости различных ценностей.

    В настояще время публикация недоступна.
    https://publications.hse.ru/articles/67594982
    http://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/67594796