ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Литинская Д.Г.

Литинская Джинна Григорьевна - психолог, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры нейро- и патопсихологии факультета медицинской психологии, института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ;

Список публикаций:

  1. Новые стратегии экзистенциальных выборов в мире современного мегаполиса: эскапизм // Этносоциум и межнациональная культура. 2011, № 9. - С. 79-84
  2. Истоки эскапизма как культурной тенденции современности: виртуализация реальности в конце ХХ века // Научное обозрение. Серия «Гуманитарные науки». 2011 - 2011. № 5. - С. 94-100.
  3. Феномен экзистенциального эскапизма в современной культурной ситуации // Вопросы культурологии. 2012, №4. С. 45-49.
  4. Стигматизация: к проекту анализа // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации: Материалы пятых чтений памяти Л.С.Выготского / РГГУ, Междунар.конф. М.: РГГУ, 2005 с. 80-86
  5. Мифология ВИЧ // Индекс. Досье на цензуру М. 2005 № 23 с. 157-163
  6. Литинская Д.Г. Гомосексуальность и внутрисемейная коммуникация // Девиация семьи и семейных отношений: социальный контроль в образовательном учреждении / Материалы II Международной научно-практической конференции М: из-во при СОШ №587, 2008 с. 128-131
  7. Суицид в норме как акт крайнего эскапизма // Девиация и ее креативный потенциал в развитии социальных процессов: образовательное учреждение как институт реализации принципа равных возможностей / Сборник научных статей III Международной научно-практической конференции М: из-во при СОШ №587, 2009 с. 174-180
  8. Эскапизм и виртуальный суицид как феномены современного открытого информационного пространства // Девиация и обеспечение интеллектуальной безопасности образовательного пространства. Проблемы. Пути. Решения. // Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции М: из-во при СОШ №587, 2010 с. 119-125
  9. Суицидальность в норме: эскапизм как тенденция самоопределения молодых людей в современном мире // Психология образования: социально-культурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». VI Всероссийской научно-практической конференции. М: из-во при СОШ №587, 2010 с. 175-177
  10. Стигматизация в современной молодежной среде: от эстетики к этическому наполнению // Девиация и влияние миграционных процессов на образовательную среду Т.1 теория и иследования М: из-во при СОШ №587, 2011 С. 112-118
  11. Модус современной культурной ситуации как фактор формирования новых стратегий социализации: феномен эскапизма // Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры: Материалы XII чтений памяти Л.С.Выготского / РГГУ, Междунар.конф. М.: РГГУ, 2011 С.41-45
Публикации
  1. + Дети врагов народа (психологический этюд на заданную тему)

    На самой первой лекции на психологическом факультете преподаватель начал так: "Каждый психолог занимается своей проблемой. Я, например, занимаюсь мышлением". Мы посмеялись и твердо решили, что у нас-то точно нет проблем, которыми всерьез стоит заниматься психологу. И первые годы действительно решали предельно теоретические и скучные задачи, но время показало, что он был прав. Хотя даже когда уже было понятно, что основной темой для моей научной работы на многие годы вперед станет проблема изгойства и стигматизации [Когда мы говорим о стигме, речь идет, разумеется, не об отметинах на теле, а о результате категоризации отдельных черт личной идентичности как негативных, неприемлемых с точки зрения обобщенных социальных ожиданий.], я выбирала для исследования группы, принципиально не могущие иметь со мной ничего общего. Дети диссидентов как объект научного интереса появились неожиданно. Подобно многим хорошим начинаниям, тема эта возникла из разговора на кухне двух хороших людей. Одним хорошим человеком была я (дочь не сидевшего, но ходившего по грани диссидента, психолог, занимающийся изгойством). Другим - моя подруга и будущий соавтор по исследованию Катя Тимофеева [Е.Л. Тимофеева -- специалист по психологии сиротства] (дочь вполне сидевшего диссидента, психолог, на тот момент интересовавшийся детскими страхами). Наши детские воспоминания и научные пристрастия сплелись в плотный клубок, и на свет родился замысел рассмотреть структуры внутренней стигмы на примере детей сидевших диссидентов.

    // Журнал "Индекс/Досье на цензуру" 23/2006

    http://index.org.ru/journal/23/liti23.html
  2. + Типы современного эскапизма и феномен экзистенциального эскапизма

    В статье предлагается типология современного эскапизма. Эскапизм разделяется на инструментальный (служащий целям адаптации человека в современном обществе) и экзистенциальный, указывающий на точку смысловой бифуркации для человека. Также рассматриваются явления, близкие эскапизму, такие как эскапада и "внутренняя эмиграция". Ключевые слова: экзистенциальный эскапизм, инструментальный эскапизм, эскапада, внутренняя эмиграция.

    // Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 1 - Том I (Гуманитарные науки)

    http://vestnik.yspu.org/releases/2012_1g/69.pdf
  3. + Экзистенциальный эскапизм как социокультурный феномен современного общества

    Актуальность темы исследованияв значительной мере определяется тенденциями развития современного общества, связанными с глобализацией, информатизацией, трансформацией существующих социокультурных моделей. Изменение существующих парадигм развития социальных систем приводит к сложностям адаптации и идентификации, где интенсификация социальных изменений естественным следствием имеет нарушение механизмов включения человека в социальные сообщества, а частота смены информационныхсистем и увеличение количества самой информации приводит к трудностям ее усвоения и необходимости выработки новых механизмов восприятия, архивирования и актуализации информационных баз данных. Дробление общества на локалии, требующие подключения к самымразличным смыслам и ценностным системам, ориентация в социальных практиках на смену образа деятельности и образа жизни требуют от человека особой социальной мобильности и социокультурной адаптивности. Данная ситуация приводит к смещению представлений человека о себе самом и об окружающем его мире, учитывая, что в рамках даже одной социокультурной системы могут присутствовать различные, противоречащие друг другу тенденции, создающие трудности социокультурной адаптации для человека современного открытого общества; она создает ощущение социальной и информационной фрустрации, что приводит к бегству человека от существующей реальности и его ориентации на стратегии экзистенциального эскапизма. Этот факт свидетельствует об актуальности исследования экзистенциального эскапизма как феномена, характеризующего развитие современного общества.

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва -2012

    http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2012/abstracts/Litinskaia_DG.pdf