ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Корнющенко-Ермолаева Н.С.

Публикации
  1. + Кьеркегор о человеческом бытии и одиночестве

    Изменением и развитием содержания понятия "экзистенция" мы обязаны творчеству датского теолога и философа С. Кьеркегора. Обращение к наследию этого философа связано с тем, что его размышления о человеческом бытии и одиночестве во многих существенных чертах предвосхищают концепции мыслителей ХХ в., созданные современной иррациональной философией, и дают воз можность лучше понять ключевые моменты новых трактовок этой проблемы и их принципиальную ограниченность. С. Кьеркегор был первым, кто употребил понятие "существование" только по отношению к человеческому бытию. Безусловно, до С. Кьеркегора многие философырационалисты, такие, как Р. Декарт, И. Кант, И. Фихте, Л. Фейербах также пытались брать за исходный пункт своей философии человека. Но ни один из них не подошел к идее создания экзистенциальной онтологии, поскольку в традиционной метафизике самого человека рассматривали не как экзистенцию, а как некую сущность, состоящую из телесного, душевного и духовного начал. Подобное представление о человеке также опирается на Аристотеля. Таким образом, в классической метафизике человек мыслился как некая сущность по аналогии с другими предметами внешнего мира, сама человеческая личность отождествлялась с вещью. С. Кьеркегор, впервые употребив понятие "экзистенция" только по отношению к существованию человека, пытался, тем самым, противопоставить специфически человеческий способ бытия бытию вещи. Таким образом, в известном смысле он ограничил применение этого термина, положив традицию его употребления только по отношению к бытию человека. Начиная с него, оно стало означать "человеческое самобытие, себя знающее при себе самом бытие человека"

    // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 8

    http://www.lib.tpu.ru/fulltext/v/Bulletin_TPU/2006/v309/i8/56.pdf
    http://www.lib.tusur.ru/fulltext/periodika/oglavl/2006_kornushenko-er_010607.pdf
    http://cyberleninka.ru/article/n/kierkegor-o-chelovecheskom-bytii-i-odinochestve
  2. + Одиночество и формы отчуждения человека в современном мире

    Проблема одиночества, анализу которой посвящена эта работа, конкретизируется в контексте антропологической проблематики, характерной для философских течений XX в.: феноменологии, экзистенциализма, персонализма, герменевтики, структурализма и т.д. Каков философский смысл заявленной в статье проблемы и с чем связана её актуальность сегодня? Актуа- лизация проблемы одиночества есть следствие специ- фики состояния современной социальной реальности, определяющими факторами которой становятся процессы информатизации, изменение картины мира, отчуждение, трансформация идентичности человека под влиянием новых средств информации и коммуникации, дефицит межчеловеческих связей, их стабильности и хаотизация социального пространства. Эти явления приводят к необратимым изменениям внутреннего мира человека, для которого одиночество становится не только неизменным спутником, но и приобретает особые специфические черты, появление которых обусловлено новой реальностью. С одной стороны, человек включен в динамичный мир коммуникативных свя- зей и отношений. Он практически никогда не остается один, он всегда с Другими. Но, с другой стороны, включенность в общность и наличие связей не предполагают сопричастности, взаимного родства, стабильно- сти и долговременности личностных отношений. Это противоречие порождает для человека ситуацию тотального одиночества, которая по-разному проявлена на эмпирическом и трансцендентальном уровне. Ока- зываясь ежеминутно захваченным бурным информаци- онным потоком, человек встает перед необходимостью постоянно изменяться и выбирать, чтобы не отстать от быстро меняющейся действительности. Эта динамичность приводит к потере себя как цельного, устоявшегося.

    // Вестник Томского государственного университета 2010

    http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/332/image/332-040.pdf
  3. +Онтологический статус одиночества: опыт феноменологического описания[недоступно]

    Проведен философский анализ одиночества как онтологического феномена. Обосновано использование феноменологического метода. Установлено, что одиночество феноменально обнаруживает себя для субъекта на двух уровнях восприятия: на уровне чувств как переживание, и на уровне рефлексии, как данность сознанию представления о своей отдельности, уникальности и единственности.

    // Известия Томского политехнического университета 2011

    В настояще время публикация недоступна.
    http://cyberleninka.ru/article/n/ontologicheskiy-status-odinochestva-opyt-fenomenologicheskogo-opisaniya