ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Ландгребе Л.

Людвиг Ландгребе (Ludwig Landgrebe, 9 марта 1902, Вена, Австро-Венгрия - 14 августа 1991, Кёльн, ФРГ), феноменолог, историк современной немецкой философии. Ассистент и один из ближайших учеников Гуссерля во Фрайбурге, позднее, в послевоенные годы - директор Гуссерлевского Архива в Кёльне. Полемизируя с гуссерлевским пониманием бытия, Ландгребе считал, что трансцендентальная субъективность не может быть полностью объективирована, интерпретируя это её измерение как ютенциональность («бытие-уже-вперед-себя»).

Публикации
  1. +Интенциональность у Гуссерля и у Брентано[недоступно]

    На всем протяжении развития феноменологии Гуссерля ее основным движущим мотивом являлась его по-своему оригинальная концепция интенциональности. Хотя сам он это неоднократно подчеркивал и сколь бы очевидным это ни казалось сегодня, нужно указать на то, что даже его ученики чаще всего не осознавали значимость этой концепции и следствий, которые из нее вытекают. Только так зачастую могли оказаться выхваченными отдельные мотивы феноменологии (сущностное созерцание, анализ интенциональности в качестве нового психологического метода и т.д.) и могло быть упущено их внутреннее, вначале еще от самого Гуссерля скрытое единство. Этому способствовало то, что он заимствовал слово и понятие интенциональность у своего учителя Франца Брентано и по началу думал двигаться дальше в полном соответствии с его устремлениями. Только значительно позднее, оглядываясь на ход своего развития, ему самому стало ясным, что это понятие интециональности с первого момента его заимствования было им коренным образом видоизменено, что он, как он сам потом говорил, заимствовал у Брентано, в сущности, только слово интенциональность, между тем как по существу дела у него с самого начала в виду имелось нечто совершенно иное. Таким образом - довольно обманчивый сначала даже для самого Гуссерля - общий термин мог скрывать глубокое различие. Чтобы понять это мы должны бросить взгляд на брентановское понятие интенциональности; тогда обнаружится, что уже, к примеру, вопросы, которые Гуссерль ставил перед собой в Философии арифметики (его первой опубликованной работе), были бы совершенно не возможны, если бы он последовательно настаивал на точке зрения Брентано, а в значительной мере еще менее [возможны] анализы его Логических исследований. Хотя сам Брентано и рассматривал их критическую часть во многом как разработку уже отстаивавшихся им взглядов, он, однако, как это следует из взаимной переписки, высказывал против развивающей их работы веские возражения.

    // Перевод по L.Landgrebe. Der Weg der Phaenomenologie. Guetersloh, 1967. S. 11-18.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.ruthenia.ru/logos/number/2002_02/04.htm#_ftn1