-
+
-
"Забота" Хайдеггера, "бытие-для-себя" Сартра и буддийская духкха: онтология негативности
Автор исследует онтологические стратегии западной экзистенциальной философии (её "атеистического" направления) и буддийской школы мадхьямака (шуньявада). Мы можем обнаружить схожие феноменологические стратегии наряду с крайними различиями в антропологии и ценностных задачах: (персонализм и деконструкция классического субъекта западной философии в экзистенциализме и радикальный имперсонализм буддизма). Мы полагаем, что в буддизме, а также у Хайдеггера и Сартра можно обнаружить схожие теории сознания. Категория "шунья" (пустота) в школе мадхьямака сопоставима с Ничто у Хайдеггера и Сартра (хотя они далеко не идентичны) и мы можем говорить о основополагающей роли негативности в обоих случаях. Мы также пытаемся обосновать точку зрения, что позиция школы мадхьямака, строившей мощнейшую онтологию, была радикальным нигилизмом, а вовсе не скептицизмом (как считают многие современные буддологи). Нас также интересует проблема "несчастного сознания" (будь то "забота" Хайдеггера, "тошнота" Сартра или буддийская "духкха") и различные подходы мыслителей к этой проблеме. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: негативность, деконструкция субъекта, бытие, ничто, забота, страдание, духкха, феноменализм, нигилизм, шуньята, пустота.
// Вопросы философии
- http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1196&Itemid=52
- +-"Теология кризиса" Карла Барта: "Оправдание верой"[недоступно]
В статье анализируются два важнейших направления протестантской теологии ХХ века - "теология кризиса" Карла Барта и "неолиберальная теология" Пауля Тиллиха. В ситуации кризиса европейской цивилизации ХХ века христианство оказалось лицом к лицу с проблемой не постепенного совершенствования человека и общества, но объяснения трагизма истории, катастрофического характера развития общества. Очень важными для теологии и религиозной философии ХХ века оказались вопросы: может ли философия оказаться профанным изложением новозаветного понимания мира и человека и может ли теология пользоваться языком философии или должна от него отказаться? "Неолиберальная теология" и "теология кризиса" по-разному отвечают на это вопрос. Сравнению их позиций посвящена статья.
// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 8. С. 5-12.
В настояще время публикация недоступна.- http://cyberleninka.ru/article/n/teologiya-krizisa-karla-barta-opravdanie-veroy
- +-"Экзистенциализм" или "экзистенциальная философия"? Нюансы важны[недоступно]
Понятие "экзистенциализм", или "философия существования", определить чрезвычайно трудно, тем более что "экзистенциалистом" из мыслителей этого направления называл себя только Ж.-П. Сартр в работах 1940- х - 1950- х годов. 1 Не объединяем ли мы в этом случае по собственному произволу мыслителей, которые не пожелали назвать себя этим именем ? Скорее, говоря "экзистенциализм", мы чаще всего подразумеваем "экзистенциальная философия" ( к которой очень близка философия персонализма). Последнее понятие гораздо шире и не предполагает четко фиксированной программы, кредо, понятийного аппарата и т. д.
// Эдип. № 4 (7), 2008. 11.
В настояще время публикация недоступна.- http://phil.hse.ru/data/2012/11/07/1249836676/%D0%AD%D0%BA%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.pdf
-
+
-
«Мужество быть» П.Тиллиха: онтология и этика
Статья посвящена — анализу категории “мужество быть” в аспектах онтологии, антропологии и этики одноименной работы Пауля Тиллиха. “Мужество быть”, по Тиллиху, есть прежде всего утверждение человеком собственного бытия вопреки угрозе небытия. Как и Хайдеггер, Тиллих считал, что бытие человека — единственный ключ к Бытию как таковому. Понятие “Бог” у Тиллиха — теологический синоним категории Бытия, понимаемого в духе позднего Шеллинга и Хайдеггера как основа мира. Экзистенциальная тревога человека о смысле бытия — свидетельство того, что он внутренне связан с Бытием, но отчужден от него в своем земном существовании… // История философии. Вып. 10. М.: ИФ РАН, 2003.
- http://www.theolcom.ru/uploaded/210-233.pdf
- http://iph.ras.ru/page50625504.htm
- +-Диалог как структура бытия в религиозном экзистенциализме Мартина Бубера[недоступно]
Бубер создал оригинальную версию религиозного экзистенциализма – так называемую «диалогическую онтологию». Проблематика творчества Бубера ныне одна из самых значимых в философии, культурологии, психологии и т.д. Основное понятие философии Бубера – диалог – есть для него как бы точка схода всех линий перспективы, иначе говоря, всех классических тем философии XX века..// История философии. Вып. 1. М.: ИФ РАН, 1997.
В настояще время публикация недоступна.- http://www.philosophy.ru/iphras/library/i_ph_1.html#4
- http://ms-solutions.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=74:-1&id=1053:2010-08-23-06-14-42&Itemid=202
- http://iph.ras.ru/page50685062.htm
- +-Пауль Тиллих: философия и теология[недоступно]
Ядро всего учения Пауля Тиллиха (1886-1965), выдающегося немецко-американского философа и теолога, - это учение о бытии; вопрос о бытии - главный вопрос его философии и теологии. Тиллих стремился открыть новые пути в онтологии, в духе Платона и Августина, с одной стороны, а также Фихте, позднего Шеллинга и Гегеля - с другой. Нельзя сказать, чтобы в свою эпоху он был единственным в своем стремлении. Крен в сторону гносеологии во второй половине XIX и в начале ХХ в. (неокантианство, эмпириокритицизм, прагматизм) породил всплеск интереса к онтологии в первой половине ХХ в. - от "царств бытия" Дж.Сантаяны до "фундаментальной онтологии" М.Хайдеггера и "экзистенциальной аналитики" Ж.-П.Сартра. Хайдеггер в начале своей знаменитой книги "Бытие и время" повторял как заклинание: "Вопрос о смысле бытия должен быть поставлен. …О смысле бытия вопрос должен быть поставлен"[1]. Тиллих, будучи философом и теологом, не мог остаться в стороне от этих вопросов.
// Философский журнал. № 2 (3). М.: ИФ РАН, 2009
В настояще время публикация недоступна.- http://iph.ras.ru/page48633003.htm
- http://notebase.ru/themes/istorija_filosofii/lifinceva_tat_jana_petrovna_90832
- +-Повторение пройденного: «экзистенциальная философия» и «экзистенциализм».[недоступно]
говоря «экзистенциализм», мы чаще всего подразумеваем «экзистенциальная философия» (к которой очень близка философия персонализма. — М.Шелер, Э. Мунье и др.)1 Последнее понятие гораздо шире и не предполагает четко фиксированной программы, кредо, понятийного аппарата и т. д. Представители этого течения (очень редко именующие себя экзистенциалистами) прослеживают свою философскую родословную от св. Августина, Монтеня, Шекспира, Паскаля, Достоевского. В течение ХХ века к этому направлению относили столь несхожих между собой авторов, как М. Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс, Г.Марсель, М. де Унамуно, Х.Ортега и Гассет, Н.Бердяев, Л.Шестов, М.Бубер, Ф.Розенцвайг, Н.Аббаньяно, П.Тиллих, К.Барт, Р.Бультман и многих других. На первый взгляд, характеристики течения весьма разнообразны.
В настояще время публикация недоступна.- www.hse.ru/data/2010/03/10/1231414669/Экзистенциализм.doc
- +-Рецепция идей М. Хайдеггера в «Систематической теологии» П. Тиллиха.[недоступно]
Тиллих писал: «Создать систему экзистенциальной истины — это наиболее трудная задача, стоящая перед систематическим теологом. Но эту задачу необходимо пытаться выполнить в каждом новом поколении, несмотря на ту опасность, что либо экзистенциальный элемент разрушит систематическую упорядоченность, либо систематический элемент удушит экзистенциальную жизнь системы».i На фоне всех остальных произведений Тиллиха (как германского, так и американского периодов жизни и творчества) «Систематическая теология» уникальна: если остальные работы сознательно фрагментарны (и в этом смысле типичны для протестантской теологии ХХ в.), то в ней Тиллих стремится охватить теологию и философию культуры, антропологию, онтологию и гносеологию, этику, эсхатологию, христологию и философию истории
В настояще время публикация недоступна.- www.hse.ru/data/2010/09/01/1220911986/Хайдеггер1.doc
- +-Философия диалога Мартина Бубера[недоступно]
Книга Бубера «Я и Ты» (1922 г.) является теоретическим источником многих современных дискуссий о диалоге и межличностной коммуникации. Диалогическая онтология человеческого существования позволяет понять философию Бубера как целостность и представить его изыскания не только в области философии и теологии, но и в области психологии, социологии, педагогики, гебраистики… // РАН. Ин-т философии. — М., 1999. — 133 с. — Библиогр.: с. 125-132.
В настояще время публикация недоступна.- http://www.philosophy.ru/iphras/library/lifinceva.html