-
+
-
Альтруизм и милосердие (pdf)
Осуществляется философско-этический анализ альтруизма и милосердия. Альтруизм рассматривается в качестве действенного морального ограничения эгоизма, в то же время эгоизм (в любой социально-философской интерпретации, в том числе, "разумного эгоизма") может становиться первопричиной для проявления альтруистических намерений. Разные объекты ("ближний", "чужой", "дальний") альтруистических устремлений определяют видовое многообразие альтруизма - абстрактный и нравственно-психологический. Новоевропейской философией милосердие трактуется в качестве синонима альтруизма. Однако заповедь любви вовсе не исчерпывается альтруистическим настроем (или установками) личности, а включает в себя и нравственную любовь (благоговение) и самосовершенствование. Милосердие выступает высшей формой альтруизма, где "Другие" выступают перед субъектом, как равные и при любых условиях - как ближние. Таким образом, осуществляется принятие "другого" в качестве ценности - то есть самого по себе.
// Гуманитарные и социальные науки, № 4 2011г.
- http://hses-online.ru/2011/04/09_00_11/07.pdf
-
+
-
Идея "единения с другим" в содержании милосердия (pdf)
Анализируются различные смысловые оттенки ценностного значения милосердия как важнейшего условия солидарности (взаимопомощи) и своеобразной формы ее выражения в контексте развития социально-философской и этической мысли. Особенностью требований поддержания солидарности - единения (впрочем, как и иных моральных императивов), состоит в том, что эти требования репрезентируют благо индивида независимо от его общественного статуса или какой-либо групповой и этноконфессиональной принадлежности. Ценность идеи единения с другим созвучна, в первую очередь, потребностям и ожиданиям индивида, что составляет существо индивидуальной морали, где реализуются решения и действия, сориентированные на благо другого. Идеей единения с другим обусловлено содержание нравственного долженствования, то есть того принципа милосердия, который определяет необходимость согласования индивидуального стремления "Я" с индивидуальным стремлением "Другого". Осознанная и органически интериоризованная индивидом, эта идея становится одним из важнейших и устойчивых мотивов его нравственной самореализации.
// Гуманитарные и социальные науки. № 6, 2011г.
- http://www.hses-online.ru/2011/06/09_00_11/12.pdf