ENG
         

Иванов Евгений Михайлович -

Иванов Евгений Михайлович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Саратовского государственного университета.

Область научных интересов: проблема сознания, психофизическая проблема, философские вопросы физики, проблема бессмертия, теология.

Публикации
  1. + О сокрытом в нас Боге (введение в теологию)

    Прежде всего, необходимо максимально полно разъяснить смысл самого понятия о Боге, т.е. выяснить, что мы реально мыслим, когда говорим о том, что Бог существует, уточнить какие свойства мы ему приписываем. Существует ряд исторически сложившихся определений, раскрывающих смысл понятия о Боге. Во-первых, Бог мыслится как то, из чего «происходит» все сущее — как первопричина и предельное основание всякого бытия. Иными словами: Бог — есть творец Вселенной — Вселенной чувственной (материальной) и сверхчувственной (духовной). Это определение Бога следует рассматривать как основное, первичное.

  2. + Онтология субъективного

    Предложена оригинальная модель сознания, рассмотрены варианты решения психофизической проблемы, в том числе идея «квантового сознания» // Саратов, Издательский центр «Наука», 2007. -196 с.

  3. +Я и Абсолют: О перспективах решения психофизической проблемы[недоступно]

    Данная работа содержит в себе совокупность философских рассуждений и построений. Можно сказать, что она написана в традициях спекулятивной (метафизической, миросозерцательной) философии. Учитывая преобладающее в современном философском сообществе отрицательное отношение к метафизике, необходимо предварительно сказать несколько слов в защиту философской спекуляции. Безусловно, обвинения в адрес метафизики выглядят вполне справедливыми. За несколько тысячелетий своего существования философия так и не смогла дать убедительные для всех, самосогласованные ответы на исследуемые ею вопросы. Фактически любая философская теория рано или поздно кем-либо оспаривается. Исторический опыт показывает, что в сфере чистого умозрения всеобщее согласие недостижимо. Такое согласие достигается лишь в математическом знании. В естественных науках истина в конечном итоге проистекает не из рассуждений, а из чувственного опыта. Специфика метафизики, однако, именно в том, что мы здесь выходим за рамки чувственного опыта. Но не опыта вообще. Претензии «выйти за пределы опыта» — это не более чем наивный догматизм. Невозможно «выпрыгнуть» за пределы опыта. Поэтому всякая продуманная метафизика непременно апеллирует к опыту, но, как правило, к опыту не чувственному, а сверхчувственному. Беда, однако, в том, что сверхчувственный опыт (т. е. опыт, не имеющий формы чувственности — временности, пространственности, качественности) воспринимается и оценивается неоднозначно. Для одних мыслителей он существует, а для других — нет. Если он признается, то в нем усматривают весьма разные содержания. Отсюда, из этого неоднозначного восприятия сферы сверхчувственного, в значительной мере и проистекают разногласия между философами-метафизиками

    // Саратов: Изд-во “Научная книга”, 2003. – 108 с.

    В настояще время публикация недоступна.
    О перспективах решения психофизической проблемы
См.также
  1. Домашняя страница Е.М. Иванова