ENG
         

Мигель де Унамуно (Miguel de Unamuno, 1864-1936) - испанский писатель и философ, автор многочисленных новелл и драм, стихотворений и литературно-философских эссе, один из самых блестящих представителей испанской интеллигенции начала века. В философской лирике Унамуно нашли яркое выражение идейные веяния, характерные для западноевропейской мысли XX столетия; в ней предвосхищены все основные темы экзистенциализма несколько позднее оформившегося в отдельную философскую школу. В то же время она носит глубоко личный, исповедальный характер.

Публикации
  1. + Любовь, боль, сострадание и личность

    Эссе "О трагическом чувстве жизни у людей и народов", отрывок из которого мы предлагаем Вашему вниманию, вышло в свет в 1912 г. Это самое знаменитое эссе Унамуно. На его страницах философ размышляет о смысле человеческого существования о смерти и бессмертии, о Боге и истинной вере, о христианстве, об исторических судьбах Испании и западной цивилизации. Эти размышления окрашены в трагические тона. Философствование Унамуно носит характер вопрошания о смысле бытия перед лицом неотвратимой смерти, его мысль, ни в чем не находящая твердой опоры, балансирует у самого края бездны "ничто", в которой растворяются все человеческие ценности и смыслы, а добро и зло cливаются в неразличимость. В эссе "О трагическом чувстве жизни..." находит блестящее художественное выражение духовная драма интеллектуала, идущего по пути полного мучительных сомнений поиска веры, когда все устоявшиеся традиционные ценности и смыслы обезличились и утратили смысл, когда, по выражению Ницше, "бог умер". Глубоко личная духовная драма Унамуно воплотила в себе духовную драму европейского человека ХХ века, отразила так называемый всеевропейский экзистенциальный кризис. Однако в самой неразрешимости всякого кардинального человеческого вопроса (т.е. вопроса не о том, как и почему, а о том, для чего) - а только такие вопросы, по мнению Унамуно, и должны интересовать философию он открывает беспредельный духовный потенциал. Поэтому Унамуно любит парадоксы. Пребывать в парадоксе и значит для него жить; жизнь сознания замирает там, где есть лишь однозначная и несомненная фактичность. Парадокс любви, с которого начинается данный отрывок, поистине трагическое противоречие между совершенством личности и деторождением, в котором личность как бы распадается и безличный род торжествует над личностью, служит животворным источником той великолепной мифологической картины живой, чувствующей и населенной живыми душами Вселенной, которую он перед нами рисует. Унамуновский трагизм исполнен поэтому надежды и творческого энтузиазма духа.

    // Глава из книги: Мигель де Унамуно "О трагическом чувстве жизни у людей и народов" (Unamuno M. de. Del sentimiento tragico de la vida enlos hom bres yen los pueblos. Madrid, 1971.)

    http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000686/index.shtml