-
+
-
Генеалогия отчуждения
...положение человека в мире, описываемое современными критическими теориями, оказывается неполным без понятия отчуждения. Процесс цивилизации со времен Руссо, как известно, сопровождается не только положительными достижениями, но и отрицательными последствиями, проявляющимися в дегуманизации общества. Несмотря на успехи научно-технического прогресса и завоевания демократии люди ощущают утрату личностных связей, составляющих основу нравственной солидарности в традиционных обществах. Человек как автономный индивид теряет точку опоры, в качестве которой для первобытного человека выступал первобытный коллектив, а позже этнос, народ, государство. В результате инфляции традиционных государственных добродетелей остается неясным, как должны идентифицировать себя люди. Разговоры о "гражданском обществе" вызваны необходимостью преодоления так называемой "антропологической катастрофы", состоящей в том, что люди стремятся, но не могут жить вместе, так как в общественных отношениях отсутствует действительная цель - формирование и утверждение человека. Общество потребления сформировало в человеке стремление к достижению независимости и материального благополучия, что привело к деградации его социальной сущности. Таким образом, современные исследователи общества снова вынуждены обратиться к загадочным словам Маркса об отчуждении от "родовой сущности человека".
// Парцвания В.В. Генеалогия отчуждения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. СПбГУ, 2003.
- http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000931/st000.shtml